Конспект урока Европейский средневековый город


Урок истории средних веков в 7 классе
Тема: Европейский средневековый город.
Форма урока: урок с использованием интерактивных технологий на всех этапах урока.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями.
Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи, исследуя причины и места возникновения средневековых городов, сравнивать античные и средневековые города.
Высказывать собственное мнение о роли городов в экономическом и социальном развитии средневековой Европы.
Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Прививать навыки общения с комп’ютером.
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся.
Задачи урока:
Актуализация знаний и умений учащихся по теме "Сословия", "Средневековый город".
Продолжение формирования чувства уважения к культуре народов Европы.
Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов.
Формирование умения самостоятельно добывать знания.
Формирование умения слушать одноклассников.
Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание.
Закрепить навыки работы с исторической картой.
Основные понятия: сословная монархия, феодальная раздробленность, город, феодал, рыцарь, духовенство, сеньор, вассал, сословие, ратуша, кафедральный собор.
Оборудование: Атлас по истории средних веков (карта "Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке"), компьютерная презентация, отрывки из фильмов.


Методы работы: наглядный (презентация, тексты документов, портрет Марко Поло), исследовательский (изучение документов), практический (сравнение сословий, античных и средневековых городов), творческий (нахождение символа для обозначения города и горожанина, самостоятельная подготовка сообщений по теме).
Этапы урока:
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Закрепление новых знаний.
1 этап. Проверка домашнего задания.
Повторение домашнего задания через ассоциации.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 2 - 5)
Учитель задает к каждой группе картинок вопросы:
- Кто это? Как вы догадались?
- Как эти группы людей можно назвать по-другому? («Те, кто молится»,
«Те, кто воюет», «Те, кто трудится»)
- Какое место занимало духовенство в средневековом обществе?
- Можно ли сказать, что светские феодалы - привилегированная группа населения?
- Кто такие сеньоры и вассалы?
- Можно ли отнести крестьян к господствующему сословию? Почему? Какую роль они играли?

Учитель: "Что объединяет людей в эти группы?" (Слайд 6)
Учащиеся называют - "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."
Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 7):
Общность происхождения
Общие занятия
Похожий образ жизни
Одинаковые права и обязанности
Как называются группы людей с одинаковыми правами и обязанностями? (Сословие)
Дайте полное определение термина СОСЛОВИЕ.
Учитель предлагает учащимся подобрать символ для обозначения каждой группы (Слайд 8)
Ученики называют свои символы.
Учитель может предложить свои варианты на экране. Часто они совпадают с догадками учащихся (для духовенства - крест, для рыцарства - меч, для крестьянства - плуг или серп). (Слайд 9)
Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 10), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"
Ученики предлагают свои варианты.
Физкультминутка (1 минута на радость – потанцуем)
Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить о средневековом городе и его жителях и постараемся найти символ для обозначения города и горожанина.
2 этап. Объяснение нового материала.
Тема урока - "Европейский средневековый город" (Слайд 11)
1. Возникновение городов.
Учитель: Что такое город?
Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место". Учащиеся записывают это определение.
Учитель: Найдите однокоренные слова к слову "город" и выделите в них корень.
Учитель: Существовали ли города в древности? Назовите древние города. (Слайд 12)
(Афины, Рим, Александрия, Мемфис, Фивы, Библ, Сидон, Константинополь, Спарта )
Учитель: А сейчас назовите древнерусские города, о которых мы говорили на уроках истории
Украины. (Киев, Чернигов, Переяслав, Новгород )

Учитель: Первые города в Европе - это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки (на экране - слайд 13 "Римская крепость").
Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 15.
(на экране - слайд 14 с картой "Завоевания Карла Великого"). Назовите эти города!
Прошло 200 - 300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах - иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100 - 200 городов!
Что же произошло? Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?
Учитель: На то были свои причины. Люди к этому времени научились хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например, тяжёлый колёсный плуг. Он лучше вспахивал землю, а значит и урожай был лучше. Для изготовления железных орудий труда нужно было много металла. Поэтому в Европе возрастает добыча железной руды и развивается кузнечное дело. Для изготовления более сложных орудий труда требуются специалисты. Среди крестьян выделяются мастера-умельцы. Они начинают заниматься только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут.
1) Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? У людей появляется необходимость где-то обмениваться своими изделиями. Где? Это мы узнаем, изучив документ о происхождении города Брюгге (учебник, с.55)
2) Рост населения Европы.
3) Бегство крестьян от феодалов.
Учитель предлагает учащимся просмотреть иллюстративный ряд на экране (слайды 15-19, 20-й - обобщающий все ранее просмотренные изображения) и прочитать мнение историков по этому поводу.
Учитель предлагает проверить правильность догадок учащихся, выводя на экран схему "Почему возникают города?". (Слайд 21)
Учитель: Какая из причин будет являться главной, определяющей? ( Воцарение спокойствия в Европе.)
Учитель: Где же возникали города? (Слайд 22)
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель выводит на экран (Слайд 23) схему образования названий средневековых городов (Окончания - бург, - берг, - фурт / крепость /, - бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- / святой /) и предлагает учащимся найти на карте учебника или атласа "Развитие ремесла и торговли в Европе" города с такими окончаниями и началом. ( Нюрнберг, Франкфурт, Кембридж, Оксфорд, Гамбург и др.)

Учитель: В каких ещё местах возникали города? Об этом мы узнаем, изучив документ «Памятники городов» Ал-Казвини.
Учитель выводит на экран схему "Образование средневековых городов" с опорными сигналами: "Где же возникали средневековые города?" (Слайд 24)
(На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.)
Заслушиваются сообщения учащихся о возникновении городов.
2.Население городов.
Учитель: Население средневековых городов было небольшим. Большими считались города, где проживало 20-30 тысяч, средними – 3-5 тысяч. Маленькие – 1-2 тысячи. Города-великаны: Париж, Милан, Флоренция, Кордова, Севилья (80-100 тысяч) В Венеции проживало 100 тысяч. В Константинополе в период расцвета – 300-400 тысяч жителей.
Кто же жил в средневековом городе?
Ремесленники (они же торговцы), парикмахеры, владельцы постоялых дворов, слуги, чернорабочие, юристы, врачи, студенты и профессора, феодалы со своими вассалами и слугами, «чёрное» и «белое» духовенство, купцы. (Смотрим картинки с изображением ремесленников разных специальностей).
Особая группа населения – нищие.
Изучаем документ на с.56 учебника и отвечаем на вопросы.
3. Внешний вид городов.
Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу. Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
На экране проходит ряд слайдов (Слайды 25 - 35) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации.
Строительный материал – камень, дерево, солома. Пожары!
Улицы: гончаров, ткачей, пекарей, сапожников, оружейников, кузнецов и т.д. Вход в ремесленную мастерскую украшала эмблема: калач, сапог, меч, ключ и т.д. Дороги не мощёные – пыль, грязь, мусор!
Отсутствие гигиены, антисанитария – болезни и эпидемии. КАКИЕ БОЛЕЗНИ? С XII века – трактиры, гостиницы, общественные бани, больницы!
На заключительных слайдах ряда (Слайды 36 - 38) учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).
Учитель: Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.
Учитель: определите, что за сооружения являлись символами города (на экране - слайд 39 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).
Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша - место заседания городского совета, рынок - место постоянной торговли, собор - главная городская церковь".
Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.
На экране - слайд 40.
Учитель: Что за сооружение являлось сердцем города, что - его мозгом и душой? Почему?
Учащиеся: Ратуша - мозг, рынок - сердце, собор - душа ( комментарии учащихся)
Учитель предлагает учащимся узнать, какие еще сооружения были в средневековом городе.
Работа с историческим источником - стихотворением Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу"
Учащиеся называют колодцы, ворота, каменные мосты, фонтаны и т. д. по источнику.
4. Горожанин – человек нового типа.
Учитель: (Слайд 42) Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?
Ученики: Горожане.
Учитель: Чем занимались горожане?
Ученики: Ремеслом и торговлей.
Учитель: А как назывались деревенские жители?
Ученики: Земледельцы, крестьяне.
Учитель: Каково их основное занятие?
Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)
Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.
Учащимся предлагается тест - один на парту для работы в парах. Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином (Слайд 43).
Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой (Слайд 44), потом – правильный.
МАРКО ПОЛО – ЧЕЛОВЕК НОВОГО ТИПА (учебник, с. 67.)
3 этап. Закрепление новых знаний.
Учитель предлагает учащимся тест по теме "Средневековый город" с вариантами ответа на экране (Слайд 46).
Вопросы:
" 1. Город – это:
А) место для торговли, Б) огороженное место, В) святое место.
2. Города основывались:
А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на мостах и бродах
3. Сердцем города являлся:
А) рынок, Б) собор, В) мост".
Учитель: В заключение вернемся к началу урока. Итак, какой символ вы предложили бы для обозначения средневекового города и горожанина? (Слайд 47)
Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя выбор символа.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что вам понравилось на уроке?
Что было интересным, запоминающимся, необычным?
Что показалось скучным?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: п. 5,
подготовка сообщений о средневековых городах (дифференцированно)


15