План-конспект урока по теме «Европейский средневековый город»


План-конспект урока по теме
«Европейский средневековый город»
Цель: охарактеризовать цеховое ремесло; объяснить причины появления средневековых городов; сравнить античный и средневековый город, быт, жилье, разных сословий средневекового общества; развивать навыки работы с схемами и таблицами, анализ документов, работы в группах.
Понятие: «цех», «ремесло», «магдебургское право», «магистрат», «бургомистр», «мер», «ратуша».
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА .
I. Организационная часть урока
II. Актуализация знаний учеников
Исторический диктант
Ученики должны дать определение срокам: «монархия», «феодальная раздробленность», «сословная монархия», «парламент», «Генеральные штаты», «состояния».
III. Изучение нового материала
Возникновения городов
Метод «Мозговой штурм»
Ученики должны ответить на вопрос: что обусловило появление средневековых городов?
Итоги работы можно оформить в схему на доске.
Возможный вариант схемы
Развитие сельского хозяйства позволило некоторой части общества заниматься только ремеслом Отделение ремесла от сельского хозяйства — Роста городов как центров ремесла и торговли
Растет заинтересованность в более качественных товарах Задание
По приведенному перечню названий европейских городов и их переводу попробуйте объяснить причины появления тех или других городов. Оксфорд — «бычий брод»; Франкфурт — «свободный брод»; Ньюкасл — «новый замок»; Кембридж — «мост через реку Кем»; Мюльхаузен — «дом мельника»; Страсбург — «крепость на дороге»; Сент-етьен — «святой Етьен».
О чем свидетельствуют такие названия?
Почему города возникали именно в таких местах?
Работа со схемой
Ученики должны рассмотреть схему «Населения города» и дать ответ на вопрос.
духовенство феодалы королевская администрация юристы, врачи
Население города

ремесленники купцы студенты и преподаватели сфера услуг
Какой вывод можно сделать на основе схемы?
Работа по карте
С помощью карты исторического атласа «Торговля и ремесло стран Европы и Ближнего Востока в Х-ХУ ст.» выполнить задание.
Назовите большие торгово-ремесленные города Европы и Ближнего Востока.
Назовите города-коммуны в Западной Европе.
Назовите города, которые получили магдебургское право.
Ремесло, цеха Робота с таблицей
Ученики должны соотнести термины, понятия и их определения.
1 Ремесло А Объединение ремесленников одной специальности
2 ремесленник Б мелкое ручное производство товаров кустарным способом
3 мастер В работник, который овладел специальностью, но не стал членом цеха
4 подмастер Г владелец ремесленной мастерской, который непосредственно выполняет заказ
5 шедевр Д процесс углубления профессиональной специализации
6 цех Б образцовое изделие, изготовленное подмастером
7 общественное разделение труда Ж лицо, которое овладело определенной специальностью и изготовляет изделия на продажу кустарным способом
Ответы: 1 Б; 2 Ж; 3 Г; 4 В ; 5 Е; 6 А; 7 Д
Торговля и ростовщичество
Работа с учебником
Проработайте текст учебника и дайте ответ на вопрос.
1-я группа. Что содействовало развитию торговли?
2-я группа. Назовите основные торговые пути и центры Европы.
3-я группа. Определите товары, которые имели наибольший спрос в средние века.
4-й группа. Назовите места осуществления торговых операций.
«Мозговой штурм»
Ученики должны ответить на вопрос: «Каким вы представляете средневекового горожанина?».
IV.Закрепление знаний учеников
Когда и почему возникали средневековые города?
Кто жил в городах и чем они занимались?
Каким был статус городов и их населения?
Чем горожане отличались от других слоев населения?
Домашнее задание: прочитать параграф. Ответить на вопросы.