Интегрированный урок по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству (4 класс)

Интегрированный урок
по литературному чтению,
музыке и изобразительному искусству
в 4 классе

Литературное чтение
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. Москва «Просвещение», 2008 г. Авторы программы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. М.В. Голованова.
Учебник «Родная речь» 4 класс. Авторы: М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Москва, «Просвещение», 2008 г. (Стр. 152-153)
Изобразительное искусство
Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Москва «Просвещение», 2008 год. Автор: Б.Н.Неменский.
Музыка
Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. Москва «Просвещение», 2007 год.

Тема. Краски осени.
Цель: формировать умение соотносить словесный и зрительный образа природы через рассматривание картин русских художников, прослушивание музыкальных композиций и чтение лирических текстов.
Задачи: 1. Обучающие - выявить особенности языка поэта, художника, композитора, помогающие описать картины природы; формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.
2. Развивающие: развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта; развивать коммуникативные компетентности учащихся через обращение к музыкальному произведению, анализ содержания и художественных достоинств репродукций известных художников.
3. Воспитывающие: воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование:
Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Родная речь» 4 класс – М: Просвещение, 2008 год
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация на тему: «Краски осени».
Краски, кисточка, «баночка – непроливайка», альбомный лист.
Литературный ряд: отрывки из стихотворений поэтов:
В.Берестова «Октябрь»,
Н. Некрасова «Несжатая полоса»,
К. Бальмонта «Осень»,
А.Плещеева «Дети и птичка»,
А. Майкова «Осень»,
А.Пушкина «Унылая пора!»,
Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной»,
И.Бунина «Листопад»,
Н.Рыленков «Все в тающей дымке»
Музыкальный ряд: пьеса Чайковского «Октябрь».
Художественный ряд: репродукции картин:
И.Левитана «Золотая осень»,
А.Куинджи «Осень»,
А.Куприн «Осенний букет»,
Оформление интерактивной доски: дерево с листочками.





Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Работа с интерактивной доской.
Учитель. На доске вы видите дерево и листочки, на которых написано начало стихотворения. Ваша задача – листочек, на котором написаны знакомые строки «прикрепить» на ту веточку у дерева, где написано имя автора стихотворения.
(На интерактивной доске вразброс карточки с именами поэтов).
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
В.Берестов
Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она.
Н.Некрасов
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
К.Бальмонт
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Плещеев
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.
А.Майков
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса
А.Пушкин
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Ф. Тютчев
Учитель. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием! Скажите, что общего в этих строфах?
Дети. Эти строфы об осени. Поэты воспели красоту природы в осенний период. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Наш урок сегодня необычный: на одном уроке мы будем работать по трем предметам: по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству потому, что их объединяет одна тема «Краски осени!»
Знакомство с новым материалом.
Знакомство с пьесой Чайковского «Октябрь»
Слайд 1. Учитель. Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своем прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину "Осенний лес"? А вы видели багряные листья?
Художники, композиторы, поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с нами своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы. Я предлагаю вам послушать пьесу П. Чайковского "Времена года".
Слайд 2. Прослушивание аудиозаписи пьесы Чайковского «Октябрь».
Знакомство с картинами известных художников.
Учитель. Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Как вы думаете, какому времени года созвучно это произведение, близко по интонации, по внутреннему состоянию, по средствам выразительности? Что представили себе, когда слушали? Какие звуки вам помогли в этом? Эта пьеса называется "Октябрь".
Учитель. Осень. Это чудесное время года привлекало внимание не только композиторов, поэтов и писателей, но и художников. (Слайд 3) Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Художник обострёно чувствовал жизнь природы.
Здесь мало увидеть –
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать –
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно. Какое настроение вызывает у вас пейзаж?
Дети. Радостное, праздничное, немного грустное.
Учитель. Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда? Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник?
Дети. Да, нам хотелось бы оказаться в таком месте, побегать по берегу, потрогать воду в реке, послушать, как шуршат листья, полюбоваться на небо облака.
Учитель. Какие краски на картине преобладают?
Дети. Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом.
Учитель. Какое небо у Левитана?
Дети. Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками.
Учитель. Когда бывает такое небо?
Дети. В яркий солнечный день.
(Слайд 4) А вот такой увидел золотую осень А.Куинджи. Будто модницы стоят деревья, споря, у кого наряд ярче?
(Слайд 5) «Осенний букет» художника А. Куприна такой родной и красивый.
Итак, какие краски используют художники, изображая золотую осень? С помощью каких звуков композиторы позволяют нам представить осеннюю пору? Значит, осень - не такое уж и скучное время года, она по-своему прекрасна!
3) Знакомство с творчеством И. Бунина
( Слайд 6) Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, поэтом и писателем, который тоже не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Бунин писал: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа» Таким человеком и был сам Иван Алексеевич. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в 8 лет. За свою долгую жизнь (83 года) он написал много стихов, прозаических произведений. (Слайд 7)
Словарная работа (Слайд 8)
Учитель. Поэты для создания художественных образов используют слова и выражения, которые вам могут быть непонятны. Давайте поговорим о
некоторых из них.
Лазурь – светло- синий цвет.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.
Первичное знакомство со стихотворением И.Бунина «Листопад».
Учитель. Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение, а вы во время моего чтения постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин.
Чтение стихотворения учителем.
6) Беседа по содержанию прочитанного.
Учитель. Какие ещё непонятные слова вам встретились в стихотворении? Понравилось ли вам стихотворение?
Дети. Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение.
Вторичное чтение стихотворения с анализом:
Учитель. А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.
Учитель. А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?
Дети. В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом.
Учитель. А почему лес расписной? Кто его расписывал?
Дети. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.
Учитель. А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»?
Дети. Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.
(Слайд 9) Учитель. В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, – и он тоже похож на стену.
Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
Дети. Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
«Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра».
Мотылек, похожий на белый лепесток. Это последний мотылек, – уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
«И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом».
Учитель. А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?
Дети. Он услышал «мертвую» тишину: «такое мертвое молчанье»
Учитель. А разве тишину можно услышать?
Дети. Можно, – вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину».
Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она – «мертвая»?
Дети. Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине» А еще, чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
«Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье».
Физкультминутка. (Слайд 10)
Учитель. А сейчас понаблюдайте за движениями нашего осеннего листика.
Наблюдение над цветовой гаммой изображения
осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении.
Учитель. А теперь еще раз посмотрите на картины (Слайды11-12): какие цвета использовал в них художник? Какие цвета здесь преобладающие?
(Ребята описывают картину.)
Учитель. А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.
(Ребята вычитывают: «лиловый»;«золотой;«багряный»;желтый – «желтою резьбой»;голубой – «в лазури голубой»;синий – «в синей вышине»; серебристый – «как есть из серебра»;белый – «белый лепесток»).
Вывод: Очень интересно: и поэт, и художники, и композиторы изобразили с помощью своих произведений одну и ту же картину, словно договорились Нет, они не договаривались, – просто красивое в природе привлекает любого человека, – мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
Практическая работа.
Учитель. А сейчас мы с вами попробуем изобразить все то, о чем говорили на уроке, с помощью красок. Что же включает автор в понятие «терем», как он « построен» и где он стоит? Отметим ещё раз краски – слова, которые нам понадобятся для «постройки терема». А теперь посмотрим «строительный материал». Терем состоит из жёлтых берёзок. Как они стоят? (Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой). Смотрите внимательно, какая рисуется картина: берёзки, как жёлтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба. Что ещё входит в наш терем? (Ёлочки стоят, как вышки, они тёмно- зелёные. Ещё есть клёны. Они тоже расписные.) Ну вот, почти готов наш терем, стены есть. А оконца! Что о них пишет поэт? (А между клёнами в листве есть просветы в небо, как оконца).
Где же стоит наш терем? (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора). Очень хорошо! Посмотрим, как изображён двор. (Через поляну – двор тянутся нити из серебра. И ещё во дворе летает, поэт говорит - «играет», белый последний мотылёк. Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает, на паутинке).
Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта - художника!
А теперь давайте вспомним, что мы будем рисовать.
(Голубое небо, редкие жёлтые берёзки на фоне голубого неба, стройные зелёные ёлочки, в лесу между деревьями просветы – оконца, широкая поляна около леса, по ней тянется серебристая паутина, летает белый мотылёк).
Прекрасно, ребята! А теперь берем краски – и за дело!
Итог. Выставка лучших работ.
Учитель. Что нового для себя вы узнали на уроке? Что показалось вам самым интересным? Расскажите, какую осень вы увидели сегодня? (Слайд 13)
Дети. Сегодня на уроке мы говорили о красоте осени, познакомились с поэтическими произведениями и картинами, посвященными этому времени года.
15