Интегрированный урок по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке в 3-м классе по теме «О весна, без конца и без края…» по УМК «Планета знаний»




Интегрированный урок по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке
в 3-м классе по теме «О весна, без конца и без края»
по УМК «Планета знаний»






Разработала: учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
МБОУ СШ № 20,
Г. Дзержинск, Нижегородской области,
Кистанова Марина Федоровна


2015 год


Урок разработан в свете требований ФГОС. Рассмотрены вопросы развития у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих реализацию требований стандарта к личностным и межпредметным результатам освоения основной образовательной программы, системно-деятельностного подхода, духовно-нравственного развития и воспитания. Идеи интегрированного обучения особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, новыми технологиями, учебно-методическим обеспечением, даёт возможность младшим школьникам воспринимать предметы и явления целостно, разносторонне, системно и эмоционально.
Цель урока: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Личностные
учить находить красочные средства изображения, воспитывать чувство прекрасного;
учить выражать настроение с помощью цвета; развивать зрительную память , творческое воображение и образное восприятие мира;
формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней;
анализировать свои чувства, переживания в процессе восприятия музыки, живописи и литературы;
проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;

Регулятивные
определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью;
оценивать собственную успешность в выполнении заданий;

Познавательные
ориентироваться в учебнике;
ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения, изо и музыки;
познакомить детей с музыкальными и художественными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в музыкальных и художественных произведениях;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные
читать вслух и про себя текст учебника;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
совершенствовать навык работы в группах, развивать интерес к данному виду работы. Формировать навыки сотрудничества в совместной работе.

Методы обучения: словесный, наглядный с использованием ИКТ

Оборудование: компьютер, учебник, музыкальное сопровождение, репродукции художников по теме «Весна», карточки с заданиями, карточки
настроения, краски, кисти, стаканчики для воды

Планируемые результаты достижения учащихся: учиться воспринимать красоту весны средствами музыки, искусства и литературы

Ход занятия.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Мобилизующая часть урока.
-Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки.
- А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
(Выберите карточку- настроения)
- Я вижу настроение у вас хорошее. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Всем, всем доброе утро!»
- Желаю всем нам на весь урок хорошего настроения и успехов!
- Начинаем с речевой разминки:
«Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно!»
- А сейчас проговорим чистоговорку:
Ло-ло-ло – на улице тепло
Ко-ко-ко-солнце светит высоко
Ра-ра-ра- рада солнцу детвора
Пель-пель-пель- на дворе звенит капель
На –на-на – к нам пришла уже весна
- На дворе трава, на траве дрова.
Дети показывают цветной карточкой свое настроение



Дети хором говорят девиз

Введение в тему





















































Сообщение темы урока






















Работа в 2 группах
- На нашем занятии сегодня мы будем одновременно работать сразу по трем учебным предметам: литературному чтению, изобразительному искусству и музыке потому, что их объединяет одна общая тема.
(На доске появляется картина И.Левитана «Март»)
- Эпиграф нашего урока
«Я русский человек, и русская природа
любезна мне и я её пою»
В.Гусев
- Эти слова принадлежат поэту Виктору Гусеву, целиком можно отнести к русским писателям, художникам и композиторам, которые отображали в своих произведениях яркие картины русской природы.
( Включаю музыку П.И.Чайковского «Апрель»)
и на фоне музыки зачитываю загадки и показываю
репродукции)
-Я приглашаю вас в гости, а вот к кому закончите фразу хором и тогда поймете:
-Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,- значит к нам пришла
-Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая – значит, к нам пришла
-Если солнце разрумянит наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет - значит, к нам пришла

- Вы догадались, какая тема будет объединять наши три учебных предмета?
- какие признаки и приметы весны вы услышали в загадках и увидели на картинах?























- А может кто-то знает кто автор этой музыки?

(На слайде портрет П.И.Чайковского)
-Так о чем бы вам хотелось поговорить сегодня на нашем занятии?







- А как раньше на Руси люди звали весну?




- У вас на столах лежат желтые конверты
( вам нужно собрать песню-закличку и позвать весну своей группой)
1 группа
Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам, принесите нам
весну теплую, лето плодородное
Весну с дождем, лето с травами.
Весну с солнышком, лето с зернышком
2 группа
Весна! Весна красна!  Тепло солнышко!
Приди скорей, Согрей детей!
Приди к нам с радостью! С великой милостью!
С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым!

- Назовите весенние месяцы. Всегда ли месяцы имели эти названия?



















Весна

Весна

Весна


Теме весны
речка пробудилась
снег растаял
трава в лесу появляется
ярко светит солнце
появляются первые цветы
на деревьях появились почки
из теплых стран возвращаются перелетные птицы и т.д.
1)Весна – это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.
2)С приходом весны у людей появляется вера и надежда на что-то лучшее
3) А я всегда жду весну с нетерпение потому, что весна-это волшебное время года. Мне нравятся весенние краски голубой лазури и пение птиц, цветение в нашем саду яблонь и вишни. Она яркая и разноцветная.

- А я услышала весну в музыке, которая звучала ( это звон капели, воздух, наполненный звуками весны, пробуждение природы от зимнего сна, даже звук легкого ветерка)

(П.И.Чайковский)


о весне, об изменениях в природе, о цветах, о солнце







- Специальными песнями-закличками. Люди считали, чтобы пришла весна, её нужно, обязательно, позвать, попросить прийти, выкликнуть.



Дети работают в группах и рассказывают свою песню
























Март, апрель, май

-Нет, раньше на Руси месяцы имели другие названия. (Дети рассказывают о месяцах)
Март
Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету.
Протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель.
Березол – брали сок из берез
Апрель
Снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега.
Цветень – ведь именно в апреле начинают зацветать первые деревья, расцветает разными красками весна.
Май
Травень – буйство трав и зелени. Природа расцветает, зеленеет трава.


Работа с картиной И.Остроухова «Ранняя весна»


Работа с книгой
- Рассмотрите картины А.Куиджи и И. Остроухова «Ранняя весна»
- какие чувства вызвали у вас эти картины?
- есть ли в них что-то общее?
- а чем они отличаются?
-Многие писатели, художники и композиторы с нежностью воспевали это время года. Они посвятили свои произведения описанию пробуждения природы.
- А сейчас обратимся к творчеству М.М.Пришвина.
-Знакома ли вам эта фамилия писателя?
-что вы можете рассказать об этом человеке?
-А сегодня мы познакомимся с его рассказом «Лесная капель»
- Попробуйте по заголовку спрогнозировать, о чем пойдет речь в рассказе.

Высказывания детей
- У художников разное восприятие природы






Дети рассказывают о жизни писателя




Работа в группах
1 группа – подобрать синонимы к словам, если испытываете сложность можно обратиться к словарику.
Наблюдать,восхищаться, напрягаться, шептать.
(проверка фронтально)
2 группа – подобрать антонимы
Появились,чудесные, раскрылись, прозрачные.
(проверка фронтально)
У детей 1 группы карточка со словами


У детей 2 группы карточка со словами


Работа с текстом
- Чтение рассказа подготовленными детьми с. 38-39
- какие чувства вызвал у вас рассказ М.Пришвина?
- совпали ли ваши прогнозы с содержанием рассказа?
- какие картины вы представили во время чтения?
- какие выразительные средства использовал автор, чтобы описать весну?
- Что такое олицетворение?
- Найдите в тексте олицетворение, зачитайте.
- какой отрывок в рассказе вам понравился больше всего?
- прочитайте этот отрывок так, чтобы слушателям показалось, что они сами находятся в весеннем лесу и все сами видят и слышат
Чтение вслух











Составление синквейна
- А теперь я вам предлагаю самим побывать в роли писателей.
- Составьте синквейн на тему «Весна»
- кому сложно одному объединитесь в пары.
1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Дети индивидуально или в парах составляют синквейн на тему «Весна»


- В заключение занятия можно сказать, что весна у каждого человека вызывает свои эмоции и чувства.
-Покажите с какими цветами красок ассоциируется ваша весна.
- Объясните в своих группах, почему вы именно эти цвета взяли?











- Поднимите свои стаканчики.
-Вот с таким ярким настроением мы и закончим наше занятие.
- А сейчас покажите карточкой настроение, которое у вас после нашего занятия.
- Всем спасибо.


- Дети смешивают краски в воде

1) краски яркие, сочные, птицы поют звонко свои песни, возвещая нам о теплых деньках
2) весна-ассоциируется с новым этапом жизни, радостью, молодостью, свежестью
3) с распускающимися листочками, бело-розовыми цветами вишни, первыми подснежниками
4) Какого цвета весна? Сразу и не ответишь. Она у нас разноцветная. Есть что-то очень яркое, а есть что-то в цвете скромное, ответить очень сложно, но у каждого она своя.


Заголовок 115