Урок внеклассного чтения Сказочный мир Г.Х.Андерсена.(3 класс)

Тема: Сказочный мир Г.Х.Андерсена.
Тип урока: урок – соревнование.
Цель занятия: обобщить знания учащихся по творчеству Г.Х.Андерсена; расширить знания детей о жизни писателя;
развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к чтению, дисциплинированность, самостоятельность.
Произведения для повторения: Сказки Х.Х.Андерсена: «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукое», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря перевесила вывески», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе» «Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля» Ход занятия.
Организационный момент. Слайд №1. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их. Улыбнёмся гостям.
2. Релаксация.
Ребята, покажите мне свои ладошки. Представьте, что на наших ладонях лежит маленькая звёздочка Добра. Чувствуете, она согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будет воображение. Вот с таким настроением мы и начнём наше занятие.
Садитесь правильно.
3. Сообщение темы и цели. Слайд №2. Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок - соревнование. Мы с вами отправляемся в сказочный мир Г.Х.Андерсена. Самых начитанных, самых сообразительных и самых находчивых ждут интересные конкурсы и сказочные герои.
4. Вступительное слово учителя. Ведущий: Ганс Христиан Андерсен написал 156 сказок. Совершенно невозможно поверить, что обыкновенный человек мог сочинить такие прекрасные истории. Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек нет. Человек не может знать, о чем думает штопальная игла, не слышит, о чем беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой... И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь... «Милый, добрый, чудаковатый человек», так говорили о знаменитом датском писателе-сказочнике современники. Жизнь Андерсена была полна тягот и разочарований, но он никогда не утрачивал веры в людей, в добро и красоту. Он учил этому и своих читателей. Сказки   Г.Х.Андерсена очень добры и поэтичны, порой наивны и поучительны. Они учат быть храбрыми и справедливыми,  ценить любовь и верить в дружбу
5.Сообщения детей. 1 ученик. В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ганс Христиан, и его отца сапожника тоже звали Ганс Христиан. Сапожники бывают разные бедные и богатые. Андерсен-отец был бедным. Он вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе. Он ходил с сыном в театр, который был в их маленьком городе. 2 ученик. Чтобы заработать немного денег на путешествия, отец пошел в солдаты вместо одного богача. Но вернулся он домой тяжело больным и вскоре умер, оставив жену и сына влачить нищенское существование. Мать пыталась научить сына портновскому ремеслу, но сын был большим фантазером и мечтал совсем о другом. Вы думаете, великий сказочник Андерсен собирался стать сказочником или вообще писателем? Ничего подобного. Он хотел стать актером, и только актером, он хотел петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. В четырнадцать лет покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены. Упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Но Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, и по его собственному признанию, в его пьесах «орфография хромала чуть не на каждом слове». Пришлось пойти учиться в школу. 3 ученик. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года стал студентом университета. В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку. Подожди-ка. Поищем, он рылся в кармане, делая вид, что сказка завалялась где-то там, нет, не здесь. Ну, ладно, вот увидишь, она сейчас сама явится. Самые лучшие сказки всегда приходят сами. Слайд №3. И сказка никогда не заставляла себя ждать. Ее героями становились синий дракон, нарисованный на китайской вазе, пролетевший за окном воробей, старая перчатка. С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
Учитель: Ханс Кристиан стал Любимым детским писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните. Чтобы урок прошёл интересно, мы разделились на 2 команды. Каждая команда получила домашнее задание.
6. Представление команд. (Играют две команды. Им нужно заранее придумать названия и девизы, имеющие отношение к творчеству Андерсена). Команда «Огниво» Мы сверкаем, мы сверкаем, Мы добро лишь излучаем, Никогда не унываем, Потому что мы – друзья! Команды «Путешественники по сказкам» В сказочный мир мы сегодня идем, И за собой всех ребят позовем. Мы дружная команда, веселые друзья, Со сказкою рядом шагаем всегда! 7.Проведение игры.
1). Разминка. Слайд №4. Мир сказок Андерсена удивителен. 1. Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик из сказки «Стойкий оловянный солдатик») 2. Кто это? «Пятеро из одного стручка» (горошины) 3. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (Из семи) 4. Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, и на дворе стояло теплое, благодатное лето»? («Снежная королева») 5. Какую страну Андерсен называет «лебединым гнездом»? (Данию) 6. В какой сказке на бильярдном клубе появилась вывеска «Высшее учебное заведение»? («О том, как буря перевесила вывески») 2). «Звездный час». Слайд №5. На экране вопрос и 3 ответа. Вам нужно выбрать правильный ответ и поднять табличку с номером. 1.В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? Слайд №6. Швеция Германия Дания Слайд №7. Достопримечательности Дании. Слайд №8. Слайд №9. 2.Из трех произведений не принадлежит перу Андерсена. Назовите его: «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Золотой гусь» (братья Гримм)
Слайд 10, 11. 3.Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!» «Русалочка» «Свинопас» «Оле-Лукойе» Слайд №12. Слайд №13. 5.Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным». Слайд №14. Слайд №15. Кай, Герда, солдат. Выберите ответ: 6. В кого превратился Гадкий утенок? Слайд №16. Слайд №17. Павлина, Лебедя, Селезня 3). «Бюро находок» Слайд №18. Учитель: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы? Задания первой команде: Слайд №19. Зонтик. (Оле-Лукойе) Горошина (Принцесса, «Принцесса на горошине») Санки. (Каю, «Снежная Королева») Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке) Задания второй команде: Слайд №20. Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик») Крапива (Элизе, «Дикие лебеди») Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева») Музыкальный горшочек (Принцу, «Свинопас»)
4). ВЕСЕЛЫЙ АУКЦИОН. Слайд №21. Назовите прочитанные сказки. Продается книга, игрушка и т.д., но не за деньги, а за правильный ответ на вопрос: Что возьмешь за него? – спросила она. Десять поцелуев. Как можно! – сказала она. А дешевле нельзя! О чем идет речь? (Горшочек – «Свинопас») Ну, давай мне его! – сказала она. На что тебе это! – спросил он Не твое дело! – сказала она. Получил деньги. Отдавай. Ну нет! – сказал. Говори сейчас же, зачем тебе оно, не то я вытащу саблю да отрублю тебе голову. Не скажу! – ответила она. О чем идет речь? (Огниво – «Огниво») О да, это очень недурно. Вполне заслуживает моего одобрения. О, это прекрасно! Это восхитительно. О чем идет речь? (Новое платье короля) Ну, как дела? – спросила она. Да вот одно никак не лопается. А ну-ка покажи мне его, которое не лопается. Вот точно так же и меня однажды провели. И хлопот же мне было с ним Брось его (Утки о яйце из сказки «Гадкий утенок»)
Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанные подборки слов. Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь Задание первой команде (их задает вторая команда) «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка») «Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты» («Снежная королева») «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица» (Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди») Задание второй команде (задает первая команда) «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая» (Принцесса, «Принцесса на горошине») Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой» (Солдат «Огниво») «Было когда-то двадцать пять солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим» (Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик») 5). Игра со зрителями. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба. («Снежная королева») Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение («Дикие лебеди») Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода («Гадкий утенок») Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса («Принцесса на горошине») Задание второй команде: Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка») Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка («Дюймовочка») Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса («Огниво») Калоши, лейтенант, викинги, волшебные феи, семья, луна, счастье.(«галоши счастья). 6). «Портреты героев». Слайд №22. «Узнай сказку» по детским рисункам с выставки.(Игра со зрителями). Учитель: Я вижу, все немного устали! Объявляется перерыв! Физкультминутка. Слайд №23. 7). Волшебные вопросы. Конкурс капитанов. Слайд №24. Как зовут главных героев сказки: «Оле-Лукойе» (Оле-Лукойе и Яльмар) «Дорожный товарищ» (Йоханнес), «Под ивою» (Йоханка и Кнуд), «Дикие лебеди» (Элиза) Что видит во сне Хольгер Датчанин, герой одноименной сказки? (Все, что делается в Дании) Почему главный герой сказки «Снеговик» тосковал по печке? (Потому что внутри у Снеговика была кочерга) Назовите пять сказок, в которых главными героями являются птицы («Гадкий утенок», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Соловей», «Аисты») К кому относятся эти слова автора: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца»? (К лебедю из сказки «Гадкий утенок») Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»? (Принцем) В какой сказке герой: а) Добывает себе счастье с помощью собак («Огниво») б) Спасает императора от смерти своей песней? («Соловей) в) Не мог заснуть на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине») Герои какой сказки произносили следующие слова: «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо» («Русалочка») Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя) 8). Разгадывание кроссвордов.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Ведущая: В 1956 г. Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Г.Х.Андерсена, присуждается она один раз в два года в апреле. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 г. ее выдают еще и лучшему художнику-иллюстратору. В разные годы премию получали писатели: Джанни Родари (Италия); Астрид Линдгрен (Швеция); художник Татьяна Маврина из России и другие. Все лауреаты получили красивые медали с профилем Андерсена. С 1967 г. день рождения Г.Х.Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.
9.Подведение итогов. Слайд №25.
Награждение команд и победителей в зрительских конкурсах.
Ребята, какие открытия вы сегодня сделали на занятии, чему удивились, что вас заинтересовало?
Я открыл. Я удивился Меня заинтересовало и я
Чему учат нас сказки Г.Х. Андерсена?
10.Рефлексия. Слайд №26.
Ребята, каким для вас было занятие? Выберите слова, которое помогут ответить на мой вопрос.
Интересный
Увлекательный
Познавательный
Трудный
Ребята, вы были молодцы. Очень хорошо работали на занятии. Слайд №27.
Песня «Дорога добра». Слайд №28.
Наше занятие закончено, всем спасибо, отдыхайте.









13PAGE 15


13PAGE 14715




15