Урок русского языка по теме «Индивидуальность лексических значений и типичность грамматических значений слов» (4 класс)

Урок русского языка по теме «Индивидуальность лексических значений и типичность грамматических значений слов» (4 класс)

Тип урока: урок анализа и решения учебной задачи.
Цели:
-Установить индивидуальность лексического значения и типичность грамматических значений слов;
-Закрепить знания о строении слова, морфемах и сложных словах, повторить способы проверки окончаний;
-Развивать аккуратность, навыки анализа, самоконтроля, сотрудничества.

Планируемые достижения учащихся на уроке: учащиеся должны обнаружить индивидуальный характер лексических значений слов и типовой характер грамматических знаний о значимых частях слова, повторить основной закон русского письма; развивать навыки самоанализа и самоконтроля, взаимопомощи и сотрудничества.

Ход урока
1.Организационный момент.
-Начинаем урок.
-Я думаю, что этот урок поможет вам открыть новые тайны русского языка.

2.Проверка домашнего задания.
-О чем текст, который вы написали дома? (О маме.)
-Чему он учит? (О заботливом отношении к маме.)
-Какие слова вы выписали из текста? (Помочь – инфинитив; помог – ед. ч., м. р., пр. в.)
-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Оно одинаково, так как основа одинакова)
-Что особенного в основе? (Чередующиеся фонемы.)
-Так это две разные словоформы или одна и та же? (Это разные словоформы, так как они отличаются грамматическими значениями.)
-Как вы себя оценили?
-Хорошо, продолжим урок.

3.Орфографическая разминка.
На доске записаны пары слов:
труд – работа
окно – село
вертеться – крутится
пес – собака
читаю – читала

-Выпишите пары слов, у которых:
а) ЛЗ = ЛЗ, ГЗ = ГЗ (вертеться – крутится) (слова-синонимы);
б) ЛЗ = ЛЗ, ГЗ = ГЗ (труд – работа, пес – собака) (слова-синонимы);
в) ЛЗ = ЛЗ, ГЗ = ГЗ (окно – село);
г) ЛЗ = ЛЗ, ГЗ = ГЗ (читаю – читала).
(ЛЗ – лексическое значение, ГЗ – грамматическое значение)
Творческое задание на дом (по желанию): составить подобное задание для соседа по парте.

4.Постановка учебной задачи.
-Так чем же выражается лексическое значение слов? (Основой слова)
-Чем выражается грамматическое значение слов? (Словоформами)
-Как вы думаете, есть ли у лексического и грамматического значений слов еще какие-то особенности?
Дети высказывают предположения: есть особенности, нет особенностей.
Проблему урока зафиксируем в форме вопроса:
ЛЗ ? ГЗ

«Открытие» нового знания.
Работать будем в группах:
-прочитайте слова: сад, конь, диван, ветер;
-подумайте над лексическим значением (одинаковое, разное, особенное);
-определите грамматическое значение каждого слова.

Вывод: ЛЗ = ЛЗ, а ГЗ = ГЗ.

-А что называют эти слова? (Предметы.)
-А может так бывает только у слов-предметов? Давайте понаблюдаем за другой группой слов.

Групповая работа.
-Группы, внимание! У каждого ученика есть своя карточка, на ней представлено слово. Определите грамматическое значение слова, подумайте, что оно называет, а потом сравните ответы с ответами других ребят в вашей группе, сделайте вывод.

Вывод: ЛЗ у каждого слова особенное; ГЗ у группы одинаковые.
-Запишем в тетрадь под диктовку слова: читаю, еду, грызу, кладу.
-Понаблюдайте самостоятельно за лексическим значением слов и определите грамматическое значение каждого слова.
-Какие же особенности лексического значения и грамматического значения слов вы заметили.
Вывод: и у этой группы слов, обозначающих действия, лексические значения индивидуальные, а грамматические – общие.
-Сравним наш вывод с авторским – с.41 учебника.
-Вернемся к проблемному вопросу урока. Как на него вы теперь ответите?
-Какова же тема урока? («Индивидуальность лексических значений и типичность грамматических значений слов».)

5.Первичное закрепление.
Упражнение 41, с. 65.
-Прочитайте текст (один ученик читает вслух).
- В какой морфеме орфограммы? (в окончании)
-Все ли буквы будете выбирать по закону письма? Что он гласит? (В слове «остролистного» происходит нарушение закона письма, проверяем по специальному правилу. Закон письма: «Буквами на письме обозначаются фонемы по правилам русской графики».)
-Какое задание предлагается выполнить?
(Среди слов-признаков найти и выписать такие у которых одинаковые грамматические значения.)
Один ученик выполняет это задание на доске индивидуально.
Остальные ребята списывают текст, проверяя орфограммы. С каждого ряда берется по одной тетради на проверку и выставляются за списывание текста отметки.
Фронтально проверяется индивидуальная работа.
-Какое грамматическое значение этих слов? (Общее, одинаковое.)
-А лексическое значение? (Индивидуальное, особенное.)

6. Итог урока.
-Какое открытие сделано сегодня на уроке?
-Лексическое значении у каждого слова свое, особенное. А грамматические значения одинаковые для больших групп слов.
-Что удалось? Проанализируйте свою деятельность на уроке.
Каждый ученик в своей тетради на шкале оценивает работу на уроке.
Несколько ответов дети озвучивают.
Выставление отметок за активную работу на уроке, индивидуальную работу, работу в группе.

Домашнее задание. Творческое задание по желанию
Обязательное задание: упр. 42, с. 66.