Урок физики Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества.

П‰н: К_нi:
Предмет: Физика и астрономия 8 Дата: ___________________________ ТаKырып:
Тема: Тепловые явления
СабаK:
Урок: Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
Удельная теплоемкость вещества.
ОKыту мен т‰рбиелеудiS мiндеттерi:
Учебно – воспитательные цели:
1. Образовательная: ознакомить учащихся с новыми понятиями, такими как количества теплоты и удельной теплоемкости вещества, научиться решать задачи.
2. Воспитательная: воспитание любознательности и научно-познавательной деятельности, коммуникативных качеств личности.
3. Развивающая: приобретение практических навыков решения задач, развитие самоанализа и интереса к изучаемому предмету;
МаKсат: Задача:
_____________________________________________________________________________________________
Кaрал – жабдыKтар, к™рнектi Kaралдар: Оборудование, наглядные пособия:
учебник «Физика и астрономия 8», рабочие тетради
СабаK т_рi: Тип урока:
_______________________________________ изучение нового материала
€дiс – т‰сiлдер: Методы:
_____________________________________________________________________________________________
СабаK барысы. Ход урока:
1. Организационный момент:
а) цели урока,
б) присутствующие.
в) оценки за предыдущий урок.
2. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
1. В каком здании при одинаковой толщине стен теплее – в деревянном или кирпичном?
2. Почему из алюминиевой кружки трудно пить горячий чай, а из стеклянного стакана легче?
3. Теплопроводность расплавленного алюминия в 3 раза меньше, чем твердого. Чем это можно объяснить?
4. Почему теплопроводность стали и чугуна меньше, чем чистого железа?
5. Почему нагревательный элемент в электроплитке, электрочайнике и других нагревательных приборов размещается на дне прибора? Докажите неэффективность любого другого расположения.
6. Почему в холодильниках морозильная камера располагается вверху, а не внизу? Поясните механизм конвекции.
7. Будет ли происходить естественная конвекция в кабине космического корабля в состоянии невесомости?
8. Почему в высотных зданиях в системе водяного отопления устанавливаются нагнетательные насосы?
9. Хорошо ли нагревается зеркало?
10. рассмотрите рисунок термоса. Какую жидкость – горячую или холодную – можно хранить в таком термосе?
11. Почему пожарные носят на голове блестящие каски?
12. Какой снег быстрее тает весной – чистый или грязный?
13. Почему холодильники и рефрижераторы окрашивают в белый цвет?
14. Можно ли по цвету раскаленного металла определить его температуру?
15. Где лучше располагать климатическую установку. Почему?

3. Объяснение нового материала.
Изучая процесс нагревания, вы могли убедиться, что этот процесс требует подведения энергии к телу. И наоборот, при охлаждении тело выделяет энергию. В этих случаях происходит изменение внутренней энергии тела.
Вам известны два способа изменения внутренней энергии: в процессе совершения механической работы и в процессе теплопередачи.
количество теплоты как мера изменения внутренней энергии связано с температурой тела.
Количество теплоты это энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче. Измеряется в Дж (Джоуль)
Чем больше при нагревании надо изменить температуру воды от t1 до t2, тем большее количество теплоты надо ей передать. Следовательно, что количество теплоты это физическая величина, и оно пропорционально изменению температуры от tl до t2, т.е.
Q ~ (t2 – t1).
Чем больше масса воды, тем большее количество теплоты потребуется для нагревания ее на одну и ту же разность температур.
Q ~ m.
количество теплоты, необходимое для нагревания тела, зависит и от того, из какого вещества состоит тело.
Q ~ с.
с – удельная теплоемкость вещества - физическая величина, показывающая, сколько количества теплоты необходимо сообщить веществу массой 1 кг на 1о С.
Удельная теплоемкость показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия 1 кг вещества при нагревании или охлаждении его на 1°С.
Удельная теплоемкость одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях твердом, жидком и газообразном различна.
Для того чтобы подсчитать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении, надо удельную теплоемкость вещества умножить на массу тела и на разность между большей и меньшей его температурами.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Задачи:
1. В алюминиевый бак массой 1,5 кг налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20 до 100°С?
2. В ванну налили 20 л горячей воды при температуре 80°С и 10 л воды при температуре 5°С. Перемешав воду, измерили температуру смеси. Она оказалась равной 55°С. Определите количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой. Сравните полученные данные и объясните результат

5. Вопросы для закрепления материала:
1. Что показывает удельная теплоемкость вещества?
2. Что является единицей удельной теплоемкости вещества?
3. Удельная теплоемкость меди равна 400 Дж/кг*°С. Что это означает?
4. Укажите вещества обладающие наименьшей и наибольшей удельной теплоемкостью.
Во сколько раз различаются их удельные теплоемкости?
5. По какой формуле можно вычислить количество теплоты, необходимое для нагревания
тела? Какие величины обозначены в ней буквами с, m, t1, t2?

6. Итог урока.
а) Оценки за урок
б) Домашнее задание.§9, 10 прочитать, ответить на вопросы. Упражнение № 6 (1 - 5)
















13PAGE 15


13PAGE 14115




Рисунок 1Рисунок 415