Конспект занятия кружка Умка по теме Волшебный циркуль


,
Занятие кружка «Умка» во 2 классе.
Тема «Волшебный циркуль».
Цели занятия:
Формирование у учащихся умения чертить окружность, делить его на три части, на 6 частей.
Развитие умения пользоваться циркулем, линейкой, оценивать результаты выполненных действий.
Развитие мышления, умения применять знания на практике.
Воспитание положительного отношения к получению знаний.
Форма урока –сказка «День рождение Смекалкина»
План-конспект.
В одном математическом царстве, геометрическом государстве, в городе Алгебрск жил умный мальчик Смекалкин. У него и друзья были под стать ему, Сообразилкин и Смышленыш. Все жители города Алгебрска больше всего любили вычислять, сравнивать, взвешивать, измерять и гулять в Геометрическом парке.

–Ребята, а что интересного вы заметили в этом парке?
- Все растения состоят из геометрических фигур.
- Назовите, какие фигуры мы можем здесь увидеть?
10 января у Смекалкина день рождения. Он позвал своих друзей в гости.

–Посмотрите, кто же здесь Смекалкин? В его изображении меньше всего геометрических фигур.
-Да, он стоит справа. А его друг Сообразилкин любит треугольники. Значит, в середине стоит Сообразилкин, а слева Смышлёныш.
-Какая геометрическая фигура нравится Смекалкину?
-Да, он любит круги, овалы, окружности.
Друзья для именинника выбрали такие подарки, какие бы сами хотели получить.
Сообразилкин принес другу логическую задачу. Смышленыш принес какую- то интересную игру.
Смекалкин позвал гостей к столу. Он испек круглый торт.

-На сколько частей ему нужно разделить торт? (на три)
-Конечно, друзья легко справятся с этой работой. Давайте и мы научимся делить круг на 3 части.
Практическая работа.
-Поставьте в середине листа точку. Начертите окружность радиусом 5 см.
Поставьте точку на окружности. И от этой точки начнем откладывать длину радиуса. Получилось 6 точек (1, 2, 3,4,5,6).
Учитель показывает на доске.
- Соедините все четные или нечетные точки с центром круга. Проверьте друг у друга, поровну ли разделился круг?

Но тут раздается стук в дверь. Пришли поздравить Смекалкина ещё три друга: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Они уезжали в деревню. И как только приехали, сразу прибежали к другу. Три поросенка вместе сфотографировались, и им не терпелось показать фотографию.
Поросята попросили своих друзей узнать по фотографии, чем они похожи и чем отличаются.
Ответы детей.

-Угадайте! Кто здесь Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф?
Ниф-Ниф выше Наф-Нафа, а Наф-Наф выше Нуф-Нуфа. Кто ниже всех?
- Ребята, а на сколько частей нужно разделить торт теперь, чтобы всем достался одинаковый кусок?
Смекалкин разделил торт на 6 частей и задал вопрос: «Какова масса торта, если один кусок весит 5 граммов?»
Все дружно начали считать.
-Ребята, а у вас какой ответ получился? Да, 30 граммов. Как вы узнали?
Конечно, для нас такой кусок торта в 30 граммов был бы очень мал.
Практическая работа.
- Ребята, теперь и вы разделите круг на 6 частей.

Наши друзья очень быстро справились с этим заданием, и с тортом. Праздник продолжался. Смекалкин открыл подарок Сообразилкина. Это была интересная задача.
Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша. Саша не брат Васи. А кто же тогда?(Сестра.)
Потом друзья дружно стали играть в игру, которую принес в подарок Смышленыш. Игра называлась «Танграм».
Нам эта игра тоже хорошо известна. Мы тоже попробуем составить петуха из деталей квадрата.
Сначала соберите из деталей квадрат.

Начинается соревнование: кто вперед составит петуха!

Все молодцы!
Друзья решили подышать свежим воздухом, поиграть на улице. Как вы думаете, в какую игру они будут играть? Подсказка: Смекалкин очень любит все круглое. Да, они решили слепить снеговика. Давайте и мы, используя циркуль и линейку, изобразим снежную бабу.
Вот она какая красивая получилась!

Наигрались друзья во дворе и зашли домой. Долго они работали с любимыми предметами: циркулем, карандашом и линейкой. Они начертили интересные узоры, фантастические существа. Детям очень понравилось на дне рождения Смекалкина.
- Ребята, а мои бывшие ученики тоже с удовольствием работали циркулем и карандашом. Я хочу показать несколько работ.




-Ребята вам понравились эти работы? Попробуем и мы выполнить такую работу. Объявляется конкурс «Волшебный циркуль». Условия конкурса: составить любое изображение, используя циркуль, линейку и карандаши.
Через неделю устроим выставку лучших работ. Я надеюсь, вы проявите фантазию и смекалку.
Вы все хорошо поработали. Чему вы научились на занятии? Чем вам понравилось заниматься?