Конспект урока литературы А.Н.Островский. Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот») (10 класс)


10 класс
Программа Г.С.МеркинаУрок № 16.

Тема. А.Н.Островский. Жизнь и судьба. Театр Островского. Пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»).
Цель:
выявить значение драматургии А.Н.Островского; обзорно познакомить с содержанием пьесы «Свои люди – сочтёмся!»;
развивать речь учащихся, аналитический пересказ; навыки литературоведческого анализа;
прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
IІ. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Работа с эпиграфом урока.
«Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского»».
А.И.Гончаров
3. Сообщение подготовленного ученика о биографии А.Н.Островского.
4. Сообщение подготовленного ученика «А.Н.Островский – основатель русского национального театра».
5. Основные этапа творческого пути А.Н.Островского.
Ранний (1847 – 1851), период поиска путей и вступления в литературу пьесой «Свои люди – сочтемся!».
«Москвитянский» (1852 – 1854), когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок».
Предреформенный (1855 – 1860), когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Бесприданница», «Гроза».
Пореформенный (1861 – 1886).
6. Имена и фамилии в пьесах Островского.
Одним из приемов образования фамилий у А.Н.Островского является метафоризация. Так, фамилия Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность не порок») образованы от названий хищных пород птиц: беркут – сильный горный орел, зоркий и кровожадный; коршун – хищник послабее, способный схватить добычу поменьше. Если персонаж с фамилией Беркутов из породы «волков» (что подчеркнуто названием пьесы) и «проглатывает» целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо (Любовь Гордеевну).
Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: он как бы характеризует людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Ласовкий хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.
Фамилия может указывать:
на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова;
на манеру поведения: Гневашев, Громилов, Лютов, Грознов;
на образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужин;
на социальное и материальное положение: Большов, Великатов;
В фамилиях Мальцов, Тугина, Мыкин, Кручинина указывается на трудную, полную лишений и нужды жизнь их хозяев.
Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»).
7. История создания комедии «Свои люди – сочтёмся!»
8. Анализ содержания комедии.
- Кратко передайте сюжет комедии. Что в ней происходит?
- Назовите главные события комедии, которые привели к развязке.
Разговор Липочки и её матери со свахой.
Разговор Большова с Рисположенским.
Разговор Большова с Подхалюзиным.
Сговор Подхалюзина и Рисположенского.
Разговор Подхалюзина со свахой.
Разговор Большова с Подхалюзиным о судьбе Липочки.
Сватовство Подхалюзина.
Подхалюзин нарушает условия сделки.
Большов в долговой яме.
- Где происходит действие?
1 д. и 3 д. – в гостиной дома Большова.
2д. – в конторе, в доме Большова.
4 д. – в богато меблированной гостиной, в доме Подхалюзина.
- Какое событие можно считать экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой действия?
Желание Липочки выйти замуж и желание Большова объявить себя банкротом.
Интрига Подхалюзина.
Исполнение желаний каждого из героев.
Череда обманов.
- Какие интересы движут каждым из героев?
- Что данный герой предпринимает ради достижения цели?
Основной конфликт комедии.
Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.
Основа конфликта комедии «Свои люди – сочтёмся!» – стяжательство, эгоизм, бесстыдство действующих лиц.
Разные взгляды литературоведов на характеры героев пьесы.
Мечты Липочки, купеческой дочки, о браке с военным, о парадном сговоре, официантах в белых перчатках – вот яд, отравивший чистую атмосферу русского патриархального уклада, вот что превратило Липочку в эгоистку, породило в её душе чудовищное равнодушие к судьбе отца, сидящего в яме, явилось, в сущности, первопричиной драмы, разыгравшейся в семье Большова. (П.Коган)
Сюжет комедии движется не заблуждениями Липочки и вообще не Липочкой. Сюжет ведёт Подхалюзин. (Е.Холодов)
Липочка выглядит поначалу безвредной дурочкой. Но в этой закатывающей глаза девице дремлет…прожорливый крокодил. (В.Я.Лакшин)
Отворачиваясь с возмущением от глупости и невежества, Липочка тянется к уму и благородству. Причём в её представлении истинное благородство вмещает в себя всё, что нужно для жизни возвышенной и чистой, которая так не похожа на её тягостное существование в родном доме. (А.П.Валагин)
«Самсон Силыч – вовсе не порождение ада, а просто грубое животное , в котором … не развиты никакие нравственные понятия… Он гадок для нас именно тем, что в нём видно почти полное отсутствие человеческих элементов; и в тоже время он пошл и смешон искажением и тех задатков человечности, какие были в его натуре. (В.Белинский)
Работа с иллюстрациями.
Ролевое чтение отдельных сцен комедии.
- Явление двенадцатое, действие первое.
- Явление четвёртое, действие четвёртое.
ІII. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.
1. Изучить материалы учебника, с.141-145, ч.1.
2. Прочитать драму А.Н.Островского «Гроза».
3.Инд.задание: подготовить сообщение «История создания драмы А.Н.Островского «Гроза».