НОД по развитии речи для старшей группе Путешествие к Лисички на новоселье

Непосредственно образовательная деятельность.
Речевое развитие. Старшая группа
«Путешествие к Лисичке на новоселье»

Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Задачи: - Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках;
- упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением; - продолжить знакомство детей с многозначными словами;
- упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний; - упражнять детей в суффиксальном образовании слов; - закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным;
- умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос;
- воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: сундучок, мяч, мультимедийное оборудование.
Демонстрационный материал: пригласительная открытка; посуда для чаепития; письмо.


Предварительная работа:
Физминутка; дидактические игры.

Содержание:
Воспитатель: - Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе (открываем письмо).     «Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня новоселье и я приглашаю вас всех ко мне в гости. Пригласительную открытку я передала через зайчика, он обещал её быстро доставить. Очень жду».
Лисичка.
Воспитатель: - Интересно, пригласить-то пригласили, а открытки нет.  Вот какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к теремку Лисички. А здесь есть записка от Зайчика: «Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообще, хорошо потрудиться». Воспитатель: - Ребята, а больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала; Ло-ло-ло – у сосны дупло; Лу-лу-лу – дайте нам пилу; ля-ля-ля – вот моя земля; ли-ли-ли – мы козу пасли; лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Воспитатель: - Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на новоселье идем.
Задание 1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая:    - Дидактическая игра « Назови семью.» Дети: - Медведь-Медведица-Медвежонок - Слон-Слониха-Слонёнок Лев-Львица-Львёнок Лис-Лисица-Лисёнок Бык-Корова-Телёнок Петух-Курица-Цыплёнок Гусь-Гусыня-Гусёнок Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.
Задание 2.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? (Белка).
- Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». Я предлагаю вам игру «Скажи наоборот».
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дети:
День     –  ночь   Сахар    –  соль  Чистота  –  грязь Зима     –  лето  Потолок  –  пол        узкая    –  широкая длинное  –  короткое сильный  –  слабый веселая  –  грустная высокий  –  низкий Смеется   –  плачет Лежит     –  сидит Закрыть   –  открыть Взлетает  –  садится Надевает  –  снимает
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.
Задание 3.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашего знакомого Михайло Потапыча, вон он, рядом стоит, с Машенькой разговаривает.  Михайло Потапыч:- «Я помогу вам дальше пройти, если вы поиграете в игру «Что лишнее». ( Классификация диких животных: впадающие в спячку и бодрствующие.) Воспитатель: - Конечно, поиграем. С удовольствием всё расскажем. Маша: а давайте я вам интересные вопросы задам. Бегемот – это кто? Гости приходят зачем? Зебра на что похожа? Ночь какого цвета? Зачем слону хобот? - Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете на всё ответы. Прежде, чем продолжить путешествие, предлагаю отдохнуть.
Физминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,       Наши пальчики встряхнуть.        Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, –          
Так шевелят ушками                Серенькие зайчики.                Крадемся тихо на носочках,     Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише  Притихнем, словно, в норках мыши. 
Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где достать – не знал.
Задание 4.
Воспитатель: – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, оно может нас засосать. Но что делать? А вот Цапля стоит, давайте у нее спросим. - Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, моё?»
Надо назвать какой предмет соответствует данному слову  
медведь   лиса       солнце волк      белка       окно лось      сорока   дерево аист      ворона   яблоко
Воспитатель: - Ребята, мы опять справились с заданием, цапле придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится теремок Лисички.
Задание 5.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы:  «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется,  и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Лисичка». За каждый правильный ответ вы получаете ключик
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Лисичка (какая?) – рыжая, хитрая, красивая, хищная, пушистая. Лисичка (что делает?) – спит, вынюхивает, бегает, догоняет, пляшет, радуется, ловит, и т.д. Настроение у Лисички (какое?) - радостное, веселое, счастливое. А гости на новоселье (что делают?) - веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д. Воспитатель: - Ребята, я думаю, что Лисичке очень приятно будет узнать, как хорошо мы про неё рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительная открытка для нас на новоселье Лисички. Значит, не обманул нас Зайчик.
Задание 6.
Воспитатель: – Ребята, а как вы думаете, Лисичка уже накрыла стол к приходу гостей. - Интересно, куда Лисичка положит хлеб? - Как называется посуда для хлеба? (Хлебница). - Для сахара? (Cахарница). - Для конфет? (Конфетница). - Для салата? (Салатница). - Для салфеток? (Салфетница). - Для масла? (Масленка). - Для соли? (Солонка).
Воспитатель: - Молодцы! Мы справились с очередной задачей, как славно потрудились.
- Теперь Лисичка приглашает нас за праздничный стол, но прежде надо Лисичку поздравить с новосельем.
.

15