Вовлечение родителей в совместную деятельность


«Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность»
(из опыта работы воспитателя ГБДОУ №52
Кировского района Санкт-Петербурга
Алексеевой Ирины Викторовны)

Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обязательным требованием реализации образовательной программы дошкольного учреждения является вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совестно с семьей.
Организация работы в ДОУ строится по 4 направлениям.
1. информационно-аналитическое
По моему глубокому убеждению первоочередной задачей, без решения которой невозможно вовлечение родителей в образовательный процесс, является установление с родителями воспитанников доверительных отношений.
Поэтому уже в первый день посещения ребенка группы мы знакомимся с родителями и с их помощью заполняем в рабочей тетради воспитателя страницу «Сведения о воспитаннике». На выбранный ребенком шкафчик оперативно прикрепляется заранее напечатанное его имя. Это помогает увидеть родителям наше внимание и заинтересованность в том, чтобы их ребенок быстрее адаптировался, а также уменьшает уровень тревожности родителей.
В нашем саду в период адаптации родители могут до 3-х дней находиться с ребенком в группе, играть с ним и другими детьми.
2. познавательное направление, т.е. повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Из задач в этом направлении вытекают формы и методы работы с родителями:
- групповые собрания
Не смотря на ограниченное пространство в группе, мы стараемся сесть в круг, чтобы наша позиция была «на равных». Передавая по кругу игрушку или «волшебный» мяч, присутствующие знакомятся (называют себя, ребенка, посещал ли он ранее детское образовательное учреждение; рассказывают о себе и воспитатели).
На первом собрании, которое у нас проводится после общего собрания в детском саду, мы обязательно подчеркиваем, что родители – это главные люди, отвечающие за принятие решений относительно воспитания и образования ребенка. Мы готовы поделиться своей информацией о поступках, действиях, состоянии ребенка, чтобы дать родителям возможность увидеть своего ребенка с новой стороны, поскольку в коллективе дети могут себя вести не так как дома.
В нашем детском саду работают педагоги дополнительного образования
(музейной педагогики, ритмопластики и танца, изостудии, детского оркестра,
английского языка, обучения чтению).
Мы подробно знакомим родителей с предлагаемыми платными образовательными услугами, чтобы они могли определиться с выбором.
- утренние приветствия
Утром мы выходим в раздевалку, чтобы поздороваться с каждым приходящим родителем и ребенком, узнать о настроении ребенка и, если есть необходимость, помочь ему пойти в группу. Для этого можно использовать игрушку и придумать различные игровые ситуации с ней.
Кроме того, утром мы обращаем внимание родителей на наши объявления, отвечаем на интересующие их вопросы.
- выставки детских работ, выполненных вместе с родителями
В нашем саду каждый месяц устраиваются тематические выставки, часто в рамках общесадовского проекта.
В этом учебном году у нас уже были проведены следующие выставки: совместного творчества «В мире животных», фотовыставка «Я мамин помощник», «Елочные украшения своими руками», фестиваль семейного конструирования «Золотые ручки», совместного творчества «Дом, в котором мы живем», детского творчества «Весна идет, весне дорогу».
Мы предлагаем родителям совместно с детьми принять участие в них, рассказываем как это важно для ребенка. Всем семьям, откликнувшимся на предложение, мы выражаем письменную благодарность, которую вывешиваем в раздевалке.
Так же мы приклеиваем эмблему, отражающую тематику выставки, на кармашек для детских работ тем воспитанникам, которые принесли работы.
После выставки поделки выставляются еще на некоторое время в раздевалке, чтобы их могли увидеть родители и дети, не посетившие выставку. Затем работы возвращаются родителям, так как они ценны и значимы для семей наших воспитанников.
Вначале активных родителей было совсем немного. Позже некоторые стали интересоваться наклейками-эмблемами. И родителей, которые захотели принять участие в наших проектах, стало больше. Многие говорили, что им было очень интересно изготавливать поделки с ребенком.
В этом учебном году у нас в саду реализовывался проект «Семья». В его рамках мы предложили родителям сделать альбом, в котором они познакомили бы нас с семьей, с досугом, с жизнью своего ребенка вне детского учреждения. Все принесенные альбомы мы выставляли в раздевалке.
Никаких ограничений в формате, объеме и оформлении не было.
Из 19 семей 15 сделали альбомы. Все они были просмотрены сначала нами вместе с детьми. Затем альбомы были свободно доступны детям, которые с интересом их снова рассматривали и комментировали.
В раздевалке вывешен ростомер, где отмечен рост детей на начало учебного года. Родители по желанию знакомятся с ним, а дети с удовольствием «измеряют» свой рост.
- работа с родительским комитетом.
- совместное создание предметно-развивающей среды
Когда родители доверяют нам, то все наши предложения они поддерживают и помогают их реализовывать. Именно предложения, а не просьбы!
Этим мы еще раз подчеркиваем, что в образовательном процессе мы с ними соратники и у нас одна цель: сделать пребывание ребенка в детском саду интересным, полезным и радостным.

- беседы с родителями
В начале учебного года каждый вечер мы рассказываем родителям о том, как чувствовал себя ребенок в группе, что делал, на что надо обратить внимание. В дальнейшем, после периода адаптации ребенка, мы продолжаем информировать их о событиях в жизни ребенка. Больше говорим о достижениях в развитии, о положительных поступках. Обращаемся к родителям уважительно, по имени и отчеству.
- дни открытых дверей
- участие родителей в подготовке и проведении праздников и досугов
3. Наглядно – информационное направление
- родительские уголки
- уголок психолога
- папки-передвижки
- фотомонтажи
Дают возможность донести до родителей любую информацию, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
Объявления с просьбой помочь в обустройстве участка можно писать от имени детей. Например,
«Любимые мамы и папы!
В нашей песочнице очень мало песка, а мы так нравится с ним играть! Пожалуйста, принесите нам песок!
Спасибо. Ваши дети».
На такое объявление родители откликнуться обязательно.
4. Досуговое направление
- праздники
- совместные досуги
(«Папа, мама, я – спортивная семья» и другие спортивные мероприятия, вечер поэзии, детские спектакли с участием родителей).
У нас есть опыт активного участия родителей в праздниках. Это не только участие в аттракционах и совместных с детьми танцах.
Родители могут по сценарию быть задействованы в ходе праздника (загадывают желания, загадки), выступают вместе с ребенком или показывают самостоятельный номер (и даже целый спектакль!).
Так, мамы были снежинками, которые танцевали вокруг Деда Мороза, танцевали колыбельную с куклами, исполняли танец с русскими шалями.
Но не только мамы могут откликнуться, чтобы удивить и порадовать детей.
В подготовительной группе на выпускном вечере совсем недавно четверо пап танцевали вальс с дочками. Это была серьезная постановка. Когда девочки выучили танец, мы пригласили на репетицию пап. Меня приятно удивило их серьезное отношение к выступлению. Мы попробовали с папами и девочками несколько вариантов поддержек, выбрали те, которые им удобны в исполнении. Я попросила пап потренировать поддержки дома, чтобы быть уверенными в их исполнении на празднике. Позже все девочки рассказали мне о том, как они репетировали дома. Всего у нас было 2 репетиции, но этого хватило для качественного исполнения вальса.
Поддержка родителями наших инициатив, их активное участие в жизни детей не только делает пребывание ребенка в детском саду продуктивным и
ярким, но и способствует укреплению взаимоотношений в семье.