Статья «Воспитание патриотических чувств у младших школьников через внеурочную деятельность».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Статья «Воспитание патриотических чувств у младших школьников через внеурочную деятельность».
Подготовила:
Мартюшова О.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3», п. Чернышевский,
Мирнинского района
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, отчуждение подрастающего поколения от народной культуры. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой. Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков с младшего возраста.  Поэтому считаю своей задачей, донести до сознания учащихся, что они являются носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, знакомлю, убеждаю в ценности этих традиций, вырабатываю привычку следовать им. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. В практике изучение русской народной культуры реализую средствами учебных предметов и через программу внеурочной деятельности. Я веду кружок «Юный патриот». Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма. Использую активные формы работы: игры, импровизации, праздники, посиделки, концерты, творческие конкурсы, беседы, ярмарки, виртуальные экскурсии в музеи, презентации, выставки работ. Одной из содержательных линий данной программы является направление «Традиции и праздники в русской культуре», целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с народными праздниками. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с бытом русского народа, традициями, обычаями, обрядами, народными праздниками, играми и забавами, народными промыслами.
Большое значение придаю изучению фольклора. Фольклор – это пласт культуры, являющийся хранилищем народной мудрости, традиций, эталонов духовности и нравственности. Все, что нам передавалось из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком, дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Изучая его, дети с удовольствием собирают народные пословицы и поговорки, разучивают потешки, заклички, небылицы, скороговорки. Весь собранный материал классифицируем и изготавливаем небольшие книжки – самоделки и дарим их ребятам детского сада. Итогом данной работы является проведение весёлых Деревенских посиделок «Преданья старины глубокой», на которых происходит подлинное общение детей с искусством своего народа. Дети соревнуются в отгадывании загадок, играют в скороговорки, инсценируют небылицы, играют в русские народные игры, считалки, поют русские народные песни, частушки. Дети получают новые яркие впечатления, на их лицах можно прочитать удовлетворение и радость от встречи с ярким народным творчеством, виден их живой интерес к тому, что происходит, повышается познавательная активность. Все они становятся активными участниками празднества, пробуют себя в разных ролях и видах деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребенка. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются. В репертуаре каждого ребенка множество частушек, пословиц и поговорок, игр и песен. Пусть не все останется в памяти, но что-то осядет, запомнится, а значит рано или поздно обязательно прорастет и даст свои всходы.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. Праздники с определенными обрядами, песнями, играми и драматизациями
наиболее интересная форма изучения народных художественных традиций. Они способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, культуру своего народа. На занятиях мы знакомимся с историей, обычаями и традициями таких праздников как «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Крещение» и другие. Для встречи с праздником Рождества Христова дети  разучивают колядки,  делают рождественские звезды, готовят подарки, изготавливают маски, костюмы для колядования. Они ходят, друг к другу в гости, поют колядки, поздравляют с праздником, желают всем счастья и здоровья и дарят подарки-самоделки. В ответ их щедро угощают гостинцами. Святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это всегда было традицией на Руси. Мы стараемся тоже не отходить от данной традиции. В канун Рождества с детьми ездим в Дом – интернат для престарелых с концертом, поздравляем бабушек и дедушек, дарим им сувениры, открытки, сделанные своими руками. Дети видят, как на лицах этих одиноких стариков появляются улыбки, а в глубоких морщинках застывает слеза, и нет лучшего подарка для ребят, чем их слова благодарности. Через эти встречи, в детях формируются такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, милосердие, способность к сопереживанию, уважение к старшим.
Одним из любимых праздников детей является «Масленица». На него мы приглашаем гостей, учащихся начальных классов. Они тоже становятся участниками праздника, вместе устраиваем весёлые гуляния с блинами, русскими народными играми, хороводами, частушками, конкурсами. Все это происходит в игровой форме, непринужденно, весело, никто не остаётся в стороне, никого «Масленица» не оставляет равнодушной.
А на праздник «Пасхи» ребята рассказывают о традициях празднования этого дня в семье, узнают о различных способах украшения пасхальных яиц, это и писанки и крашенки, разучивают игры с катанием и битьём пасхальных яиц, украшают пасхальное дерево, делают яркие, красочные подарочные подставки для яиц, которые дарили своим родными и близким. Соприкосновение с народным искусством и участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Таким образом, работая в данном направлении, пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками коллективного творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Я надеюсь, что обязательно наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.