Урок физики в 7 классе, на котором учащиеся смогут практически определять силу Архимеда

«УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ»




урок физики в 7 классе


















Учитель физики ГБОУ Школа 1362
Арданкина Наталья Степановна



















Задачи урока

Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе. Определять архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана. Делать выводы по результатам экспериментальных заданий, показать использование условий плавания тел в технике и пароходном хозяйстве. Развивать творческую активность учащихся.
Оборудование:
Лабораторные сосуды с водой, маслом. Набор тел различной плотности, деревянный и пластмассовый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирка с солью, пластилин, пробирки с песком, плот из пенопласта ,динамометр, мензурки, гири.

ПЛАН УРОКА

Повторение темы
«Архимедова сила»
Беседа, фронтальные опыты

Изучение и закрепление нового материала
Демонстрация опытов, подготовленных группами учащихся, анализ увиденного, расчеты,
Выводы

Сравнение плотностей жидкостей и вещества тела,
погруженного в жидкость в случаях, когда тело плавает
и тонет
Интуитивные догадки, логические выводы

Условия плавания внутри жидкости


Условия плавания тел – общий вывод


Задание на дом
Запись на доске и в дневниках

Итоги урока



Определили с помощью динамометра вес медного бруска сначала в воздухе, а затем в воде. Оказалось , что вес этого бруска при полном погружении на 9,8 Н меньше, чем в воздухе.Определите и запишите:
А) выталкивающую силу, действующую на брусок в воде;
Б) вес вытесненной воды;
В) объем вытесненной воды;
Г) объём медного бруска.
КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ
Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде;
найдите в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравните их с плотностью воды.
Результаты оформите в виде таблицы:
Плотность жидкости
Плотность вещества
Тонет или нет


















Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров;
выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости различной плотности. Результаты опыта представить на рисунке.

3.Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основе результатов опытов.
Две пробирки, мензурка, динамометр. Пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину.

4.Заставить картофелину плавать в соленой воде. Объяснить опыт.

5.Дан кусок пластилина. Может ли он не тонуть в воде?

6.Выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки в воду, если:
а) пластилин положить внутрь пробирки;
б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.
Сосуд с водой, пробирка, пластилин.

7.Плот из пенопласта, большой сосуд с водой. Определить подъемную силу плота. Проверить результат с помощью формул.

8.В один из сосудов, в которые опущены одинаковые тела, налита вода, в другой – масло. По показаниям динамометра определите, в каком сосуде вода. Объясните, как вы рассуждали.

Вопросы.
1.Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
2.Как направлена эта сила?
3.От чего зависит эта сила?
4.А если тела не полностью погружено в жидкость, как определить силу Архимеда?
5.Какими способами можно определить на опыте силу Архимеда?
-можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес будет равен силе Архимеда.
-можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и жидкости.
-можно определить объём с помощью линейки или мензурки. Зная объём тела и плотность жидкости, вычислить силу Архимеда.
6.При каких же условиях тело плавает, тонет?

Домашнее задание: п. 50, упр.25, задание 15.
15