Консультация для воспитателей «Формирование дружеских отношений у мальчиков и девочек через игровую деятельность»


Консультация для воспитателей
«Формирование дружеских отношений у мальчиков и девочек через игровую деятельность»
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения, по-разному обращаются с ними. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. А дружеские отношения между мальчиками и девочками в в среднем возрасте зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются.
Наблюдая за взаимоотношениями «дошколят» в группе, воспитатели отмечают, что ребята нарушают правила поведения, не ориентируются на сверстников, не обращают внимание на их состояние, возникающие трудности, интересы. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно со среднего возраста оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.
Начинать работу стоит именно с этого возраста. Для этого необходимо создание ситуаций для объединения детей, улучшения их взаимодействия.
Эти ситуации помогут вашим воспитанникам расширять представления детей о различиях полов, понимать различие между мальчиками и девочками. Развивать навыки общения между мальчиками и девочками, умение вместе играть, заботиться друг о друге. Воспитывать у мальчиков уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим.
При формировании и укреплении дружеских отношений между мальчиками и девочками значительная роль отводится игре. Некая другая деятельность, даже самые совершенные и методические отношения занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры.
На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что необходима целенаправленная работа по формированию дружественных отношений между мальчиками и девочками через игровую деятельность. С этой целью необходимо продумать рациональную и целесообразную расстановка мебели игровой атрибутики в группе с выделением различных зон и уголков:
•Уголок мальчиков наполнить предметами мужского мира: машины, конструкторы, строительный материал, пилотки, каски, атрибуты для режиссерских игр (, солдаты, пушки)«уголок мужской доблести» (рыцарские доспехи, военное обмундирование и оружие, фуражки, макеты парусников.)
Все это позволяет мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли (военные, моряки, милиционеры и т.д.)
•Уголок девочек наполнить предметами женского мира: коллекция кукол и наряды для них, зеркала, сумочки, цветы, шкатулки с бусами и пуговицами, макеты игрушечных домиков.
•В группе организовать мини – среда «Домашний очаг», где можно собрать все необходимые атрибуты домашнего обихода для игр «Семья», «Дочки – матери»
•Уголок красоты – где будут собраны все необходимые атрибуты для игр «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дом мод» (зеркало, расчески, заколки, шарфы, сумочки.) Здесь девочки могут делать прически, ухаживать за собой. Все это способствует формированию у девочек женских умений.
•Вместе с детьми и родителями изготовить атрибуты к сюжетно – ролевым играм: «Салон красоты», «Военные», «Скорая помощь», «Ателье», «Спасатели», «Моряки», «Дочки - матери».
•Оформить игровые макеты как, для мальчиков, так и для девочек:, «Автогородок», «Квартира», «Маленькая хозяюшка».
Создать в группе театрально - музыкальная зона, в которую войдет гримёрная с набором украшений, аксессуаров,. Отдельно стоит выделить сюжетно-ролевую игру, как средство развития межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.
Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания.
Через сюжетно-ролевые игры дети узнают о культуре общения со сверстниками своего и противоположного пола, учатся использовать эти знания в повседневной жизни. Объединившись в сюжетно – ролевых играх дети свободно общаются друг с другом.
Например, игра "Врач и пациент" идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли.
19640556286500 «Автосервис» (мальчики- шоферы, слесари-ремонтники, автомойщики, автоинспекторы, пожарные; девочки - автозаправщицы и мойщицы, продавцы)
В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации.