Статья: Приёмы развития креативного мышления обучающихся на уроках русского языка.


Приёмы развития креативного мышления обучающихся на уроках русского языка.
Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механического его зазубривания, которое - увы! - держится в детской памяти очень недолго. Между тем даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. При этом учащиеся легко и быстро овладевают не только обязательным минимумом знаний и навыков, заложенных в действующей программе по русскому языку для средней школы, ни и некоторыми элементами программы по русскому языку для высшей школы, что подтверждает широкие возможности использования на уроках методики опережающего обучения.
Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного эмоционального фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.
В своей практической работе я уже начиная с Y класса знакомлю ребят со щербовским «треугольником гласных» - элементом программы по русскому языку для высших учебных заведений. «Треугольник» помогает детям быстро и глубоко усвоить классификацию русских гласных, так как по мнению психологов любые схемы и таблицы способствуют развитию у учащихся зрительной памяти. Естественно, что в силу своих возрастных особенностей ученики V класса легче и прочнее усваивают теоретический материал, облеченный в занимательную форму. Так и я, рассказывая детям о щербовском «треугольнике гласных» (и вообще о системе гласных русского языка), излагаю новые для них. сведения в форме сказочной истории. Вот как звучит эта сказка.
Теремок гласных.Отправились как-то три братца И, Ы, У в путешествие по дальним странам. Шли они, шли да и заблудились. Долго ходили по лесу в поисках тропинки, сильно устали за день, проголодались, а вокруг - ни души. Уже ночь приближалась, как вышли братья на лесную полянку передохнуть да оглядеться и видят: стоит на этой полянке новенький домик, не большой и не маленький - в три этажа, крыша под последними солнечными лучами огнем горит, а на крыше - труба. Обрадовались братья:
- Вот хорошо-то: и переночевать можно, и обогреться, и ужин сварить!
Зашли братья в дом: на первом этаже одна комната, на втором - две, на третьем три. Как раз для них! Хоть и высоковато, зато вместе веселее! Так и разместились братья И, Ы, у на самом верхнем этаже лесного домика.
Вот и ночь уже спустилась над лесом, как появились около крыльца две спутницы, усталые от долгого пути. Стали они стучаться в домик: - Эй, добрые люди! Помогите! Пустите! В лесу темно и страшно!
Выглянули из своих окошек братцы И, Ы, у как же можно в беде других оставлять?! Вот и поселились на втором этаже сестрицы Э и О.
Время за полночь, совсем темно в лесу стало, страшно. Дождь пошел, ветер свистит ... Вдруг кто-то в дверь постучал. Подбежали к окошкам на верхнем этаже И, Ы, у, а на среднем Э и О - видят, стоит у дверей маленькая девочка А и горько плачет. Замерзла бедняжка, слова не может от слез выговорить. Братья И, Ы, у бросились печку растапливать, ужин подогревать, а сестрицы Э и О проводили девочку в комнатку на первом этаже, накормили, успокоили и спать уложили ...
Много ли, мало ли дней да ночей прошло - но так понравилось гласным И, Ы, у, Э, О, А вместе жить, до того они свой уютный домик полюбили, что решили навсегда в нем поселиться. И сейчас там живут-поживают, добра наживают
И - Ы -Уна верхнем этаже
Э - Она среднем этаже
Ана нижнем этаже
После прослушивания сказки и анализа рисунка, на котором лесной сказочный домик изображен в виде гриба с широкой шляпкой и узкой ножкой, ребята делают вывод о том, что домик гласных похож на треугольник, а каждая гласная в нем занимает строго определенное место:
И-Ы-У гласные верхнего подъема
Э — Огласные среднего подъема
А гласные нижнего подъема.
Произнося последовательно сочетания звуков [и], [э], [а]; [ы], [э], [а]; [у],[о],[а], ученики приходят к выводу о том, что верхний, средний или нижний «этаж» того или иного гласного определяется степенью подъема языка к верхнему нёбу.
После этого мы с ребятами задумываемся над вопросом, почему нельзя поменять местами
- Вот хорошо-то: и переночевать можно, и обогреться, и ужин сварить!
(«комнатами») гласные [и] и [у], [э] и [о]. Учащиеся вслух произносят пары звуков: [и]-[э], [ы] - [aL [у] " [°] и устанавливают зависимость положения языка при образовании каждого из этих звуков. Таким образом, я подвожу детей к мысли о различении гласных по степени продвинутости языка и делению их на гласные переднего ([и], [э]), среднего ([ы], [а]) и заднего (И, [у]) рядов.
Наш урок завершается кратким рассказом о выдающемся русском лингвисте JL В. Щербе, который еще в 1911 году нашел такой интересный и оригинальный способ показать классификацию русских гласных.
Подобная работа вызывает большой интерес учеников к новому для них (и в традиционном изложении - малоинтересному) теоретическому материалу и способствует формированию интереса к русскому языку, развитию навыков самостоятельной работы и логического мышления.
На последующих уроках по фонетике, посвященных классификации русских гласных букв, где наибольшую трудность вызывают так называемые «йотированные» буквы е, ё, ю, я, я также обращаюсь к уже знакомому ребятам щербовскому «треугольнику гласных».
Рассматривая данный «треугольник», можно выделить ЛОманую линию, напоминающую по форме латинскую букву j и соединяющую гласные [у], [о], [а], [э].
Так становится наглядным способ образования «йотированных» гласных букв русского языка: соединение j (или й) с гласными [у], [о], [а], [э] обозначается соответственно гласными буквами Ю (j+y), ё 0+0) и т. д.
Таким образом, применительно к изучаемому в V классе средней школы теоретическому материалу по фонетике и орфографии щербовский «треугольник» можно рассматривать как «треугольник» не только гласных звуков (фонем), но и гласных букв русского языка. Хочется отметить, что сам факт, что ребята изучают материал, предназначенный для студентов филологических вузов, помогает им вырасти в собственных глазах, преодолеть страх перед теоретическим материалом.