Статья Организация работы со словарными словами на уроке русского языка

Организация работы со словарными словами на уроке русского языка
Цель создания словаря: помочь учителю организовать повседневную практическую работу над словарными словами.

Содержание словаря (краткая аннотация): В пособии могут быть представлены слова с непроверяемыми написаниями, которые должны быть усвоены учащимися 8 класса специальной коррекционной школы VIII вида. Отбор слов соответствует содержанию учебника «Русский язык», 8 класс (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) и действующей программе по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. В.В.Воронковой (2010 г.)

Орфографическая тетрадь позволяет решать следующие задачи:

Систематизировать словарный материал, обобщить полученные знания;
Формировать обще учебные умения и навыки, такие как, умение ориентироваться в задании, пользоваться словарем, работать с языковым материалом др.
Стимулировать развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Обогащать словарный запас, и развивать речь учащихся, имеющих общее недоразвитие речи.
Повышать мотивацию к изучению языкового материала.
Осуществлять контроль уровня ЗУН учащихся.

В тетради слова помещены в алфавитном порядке, но вводятся они по мере того, как появляются на страницах учебника. Место нужного слова в тетради легко найти по содержанию.


Языковой материал по каждому слову включает такие разделы:
Иллюстративный материал.
Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию, назвать изображённый предмет словом, осознать его значение.
Толкование слова.
Школьники с помощью данного пособия знакомятся с толкованием и с языковым материалом, в котором употребляется изучаемое слово. Учащимся предлагается самим составить предложения, что позволяет выявить степень понимания значения нового слова.
Написание слова и его произношение
Данный вид работы предполагает запоминание написания слова с выделенными другим цветом орфограммами и его грамотное произношение.
Упражнения на закрепление данного слова.
Учащимся предлагаются разные виды упражнений для формирования навыка грамотного написания слова:
вставить однокоренные слова в речевой материал,
отгадать кроссворд,
просклонять слово,
придумать новые слова, используя буквы изучаемого слова и. т.д.
Обобщающие упражнения на закрепление изученных слов
Данный вид работы проводится после изучения группы слов и на закрепление всего изученного материала:
словарный диктант с пропущенными буквами,
вставь буквы в однокоренные слова,
найди и исправь ошибки,
проверь себя,
зачеркни лишнюю букву,
впиши словарные слова,
составь кроссворд из словарных слов.

Практическая направленность данного пособия заключается в развитии умения учащихся самостоятельно работать с языковым материалом, обогащать свой словарный запас, что ведёт к формированию коммуникативных компетенций (понимание текстов, работа с информацией, участие в обсуждении и т.д) Всё это способствует подготовке детей к самостоятельной жизни, формированию у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышает уровень общего развития учащихся.






















Образец работы над словарным словом:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

АБОНЕМЕ
·НТ абонемента, муж. р. (франц. abonnement).
- документ, подтверждающий право пользоваться чем-либо (библиотекой, бассейном и т.д.)

***
Я купил абонемент в бассейн на месяц.



Задание 1
Подбери и запиши названия предметов, которые начинаются с каждой буквы слова АБОНЕМЕ
·НТ:

А--------------------------------------------------------
Б---------------------------------------------------------
О--------------------------------------------------------
Н--------------------------------------------------------
Е---------------------------------------------------------
М--------------------------------------------------------
Е---------------------------------------------------------
Н--------------------------------------------------------
Т---------------------------------------------------------


Задание 2

Составь предложение со словом АБОНЕМЕ
·НТ.

15