Доклад по самообразованию Речевой самоконтроль на уроках русского языка и литературы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МБОУ «Новонукутская средняя общеобразовательная школа»










Речевой самоконтроль учащихся на уроках русского языка и литературы








Подготовила:
учитель русского языка и литературы I кв.категории Платохонова И.М.




п. Новонукутский, 2016г.
Одно из главных направлений речевого развития учащихся современной школы – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, среди которых следует выделить умение совершенствовать написание. Оно базируется на развитии у школьников способности эффективно регулировать свои психически процессы: контролировать логику изложения мыслей, своевременно замечать и устранять ошибки и недочеты, как в содержании, так и в языковом оформлении текста (предложения).
Контроль как компонент учебной деятельности учеников реализуется в формах самоконтроля и взаимоконтроля.
Речевой самоконтроль можно определить как сопоставление пишущим (или говорящим) хода и/или результата своих речевых действий и операций с образцом (реальным или предполагаемым), которое производится с целью регулирования процесса речевой деятельности и совершенствования ее продукта. Речевой самоконтроль осуществляется на всех этапах речевой деятельности и может быть реализован как предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) или результирующий (только в условиях письменной речи – контроль после завершения чернового варианта высказывания).
Рассматривая возможности формирования речевого самоконтроля за качеством текста, целесообразно говорить о двух уровнях структуры текста – макро – и микроструктуры. Макроструктура отражает такие сущностные характеристики текста, как смысловая цельность и глобальная связность; в микроструктуре реализуется локальная связность текстовых единиц. На каждом уровне текста осуществляется свой самоконтроль, который в методическом плане является предметом специального обучения.
На уровне макроструктуры текста реализуется смысловой самоконтроль, функция которой заключается в оценке, регулировании и совершенствовании семантико-смыслового содержания, логики изложения и композиционной модели текста на разных этапах работы над ним: при обдумывании замысла и компонентов текста до записи, при реализации плана и при оценке результатов деятельности.
На уровне микроструктуры текста осуществляются такие разновидности речевого самоконтроля, как лексический самоконтроль (отбор слов, наиболее подходящих для данного контекста), грамматический самоконтроль (правильность формально – грамматической стороны речи), стилистический самоконтроль (уместное использование языковых средств, сохранение принципа «коммуникативно-стилистической целесообразности»).
Говоря о речевом самоконтроле над качеством текста, мы в частности, имеем в виду предупреждение и исправление именно тех ошибок, которые возникают в процессе мысленной подготовки текста при переходе внутренней речи в развернутую внешнюю речь. Эти ошибки могут появляться как на уровне макроструктуры, так и на уровне микроструктуры текста.
Для их преодоления необходимо проведение специальной работы, нацеленной на осознание учащимися этих ошибок, и обучение приемам осуществления речевого контроля. Случаи, когда учащийся не осознает неправильность своих действий, для самого ученика ошибками не являются. Их можно назвать лишь условно: это ошибки незнания, «ошибки для других».
Существенная трудность изучения процессов формирования и реализации речевого самоконтроля в условиях письменной речи учащихся заключается в том, что речевой самоконтроль, как и другие психические процессы, недоступен непосредственному наблюдению. Судить о реализации речевого самоконтроля и об уровне сформированности у школьников необходимых для этого умений мы можем только по косвенным признакам, к которым относятся:
а) ошибки самоконтроля, допущенные в тексте и обнаруженные (или не обнаруженные) учеником;
б) поправки, внесенные в текст;
в) изменение объема высказывания в результате редактирования текста учеником.
Поэтому предметом анализа могут быть только письменные работы школьников (изложения и сочинения), написанные в двух вариантах с черновиками.
Для успешного формирования умения осуществлять речевой самоконтроль и (на его основе) умения совершенствовать написанное необходимы:
- формирование правильной внутренней программы речевого действия одновременно с формированием речевого самоконтроля;
- правильная организация внешнего контроля (со стороны преподавателя);
- воспитание у школьников критического отношения к результатам своей речевой деятельности, потребности в совершенствовании своего речевого высказывания;
- ознакомление учащихся с критериями качества текста, с эффективными приемами осуществления речевого самоконтроля;
- использование специально разработанной системы упражнений.
Формирование речевого самоконтроля осуществляется одновременно и параллельно с формированием правильной внутренней программы речевого действия по двум направления:
формирование речевого самоконтроля в объеме макроструктуры текста, т.е. самоконтроля, который непосредственно связан с реализацией коммуникативной цели сообщения и основан на других коммуникативных умениях (раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста; собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание; строить высказывание в определенной композиционной форме).
формирование речевого самоконтроля в объеме микроструктуры текста, т.е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения (сверхфразового единства); речевой самоконтроль на уровне микротекста также базируется на частных умениях (отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства; осуществлять локальную связность текстовых единиц).
Формирование программы нового действия должно осуществляться при постоянном внешнем контроле со стороны учителя.
Но в то же время контроль учителя не должен подменять собой контроля и самоконтроля ученика. Иначе учащиеся привыкают к тому, что их речь контролируется и исправляется только учителем, и снимают с себя ответственность за реализацию собственной речевой программы.
Для формирования у школьников умения осуществлять речевой контроль над качеством текста на макро- и микроуровне целесообразно использовать следующие приемы учебной программы:
ознакомление учеников с различными видами ошибок, установление причин их появления, демонстрация приемов нахождения и образцов исправления ошибок;
редактирование чужого деформированного текста;
составление развернутого плана своего текста после написания первого варианта сочинения;
работа с черновиком;
проведение отсроченной повторной работы с текстом;
рецензирование, взаиморецензирование, взаимопроверка;
совместная работа учащихся над созданием речевого высказывания;
индивидуальная беседа; направленная на преодоление нарушений связности речи в работе ученика.
В условиях письменной речи ученик не может воспользоваться привычными для него как носителя устной речи «услугами» обратной связи: пишущий строит свое высказывание без опоры на реакцию других людей. Однако у письменной речи есть свое преимущество: ученик может возвращаться к тексту, критически оценивать и совершенствовать высказывание. Эту возможность увидеть текст «глазами читателя» дает ученику отсроченная повторная работа.
Для подготовки учащихся к сложной деятельности по редактированию текста необходимо провести серию уроков, на которых объяснить ученикам значение повторной работы с текстом и уделить особое внимание формированию у школьников критериев оценки качества текста, обучить их приемам работы с черновиком, редакторским знакам, ознакомить с наиболее распространенными в их речи ошибками, проанализировать причины их появления. Важно, чтобы учащиеся признали, что первый вариант текста не лучший, не отражающий их возможностей.
Чтобы сформировать у учащихся соответствующие умения и побуждения к самопроверке, надо включать их в деятельность по взаимоконтролю (проверить другого всегда легче, чем себя) и обучать приемам нахождения и устранения различных ошибок в письменном тексте.
Осознать те требования, которым должна соответствовать связная письменная речь, овладеть умением распознавать и устранять различные смысловые и речевые неправильности учащимся поможет редактирование чужого текста. В дальнейшем они смогут перенести полученные знания и умения на создание собственных текстов. Знание причин, по которым может произойти ошибка поможет учащимся ее предупредить.
Ознакомление учеников с нарушениями литературных норм целесообразно начинать с рассмотрения какого-либо одного вида распространенных в речи учащихся ошибок, например с пропуска, необходимого слова (речевая недостаточность). Для этого из письменных работ учеников следует отобрать 3-4 примера на эту ошибку и разобрать эти примеры с учащимися. (Понятны ли вам данные предложения? Почему ученику не удалось передать содержание своей мысли? Как можно назвать такую ошибку?)
«Старый воробей бросился спасать?» (кого спасать? – выпавшего из гнезда маленького воробышка).
«Там же, в зоосаду, мне рассказали, что можно научить и галку, и ворону, и маленького скворца» (научить чему? – говорить).
«В тихую погоду оторвется листочек и как птица, начнет плавно на землю» (начнет что делать? – опускаться).
В этих предложениях учеником пропущены нужные для понимания смысла высказывания слова. Сам ученик знает, о чем идет речь, и ему кажется, что и читателю это совершенно ясно. Автор не сумел посмотреть на свое предложение со стороны, «увидеть текст глазами читателя».
После ознакомления учащихся, с каким – либо видом ошибок следует предложить задание на распознавание рассмотренной ошибки, например:
Найдите и устраните допущенные в предложениях неоправданные повторы, объясните причину появления этой ошибки.
«Я не знал, что Толя так хорошо играет, а я не знал».
«Я отдал ворону пирожное, ворон сначала дал пирожное воронихе, а потом съел свою часть пирожного».
«М.В. Ломоносов совершил столько важных открытий, что запомнился в памяти многих поколений»
Затем вводятся задания на обнаружение и исправление речевых ошибок нескольких видов.
Найдите, классифицируйте и устраните графические ошибки, объясните причину их появления.
«На прилавке было много красивых тканей, красных, желтых, синего, розового»
«Мой брат возглавлял бригадой строителей»
«Чтобы успеть встретить солнышко. В деревне мы вставали рано»
В процессе записи ученик забыл грамматическую форму первой части предложения и «переключился» на другую модель.
Какие из приведенных ниже предложений содержат речевые неправильности?
Когда я перелезал через забор, одна валенка свалилась.
Куда подевалась моя туфля?
Какая красивая георгина!
Когда у папы оторвалась одна погона, я ее пришила.
Есть ли речевые неправильности в приведенных ниже фразах?
Большое окно занавешено красивой белой тюлью.
В ванной у нас полка с мылом и шампунем.
Возьми синюю гуашь и напиши объявление.
Гринев, как он сам говорил, жил недорослью.
В чем, по вашему мнению, заключается причина следующих речевых ошибок, связанных с определением рода несклоняемых существительных?
К дому подкатила новенькая такси.
Авторитетная жюри присудила этому фильму первую премию.
Меня выучили танцевать старинный танго.
Разграничьте случаи: 1) несоответствующего норме образования парного глагола несовершенного вида и 2) образования глагола несовершенного вида от тех глаголов, которые в нормативном языке видовой пары не имеют (то есть одновидовых).
Я, когда один в лесу хожу, всегда заблужаюсь.
А пасты все столько же, не уменьшивается!
Не убирайте пластилин, он мне уже два раза надобился!
Никогда он еще в таком положении не очучивался не очучался.
На город обрушается целый шквал огня!
В ходе анализа чужих ошибок ученики находят, классифицируют и устраняют неправильности, стараются самостоятельно разобраться в причинах их появления.
Приемам редактирования текста учащихся надо учить специально. Для этого анализируются тексты, содержащие характерные для учеников речевые ошибки и недостатки плана содержания. Сначала редактирование формированного текста осуществляется под руководством учителя коллективно, затем – индивидуально.
С этой целью удобно пользоваться памяткой «Как редактировать текст»:
Читая текст в первый раз, особое внимание обращай на содержание написанного. Определи:
соответствует ли содержание теме;
раскрыта ли основная мысль;
все ли изложено последовательно;
соразмерны ли части текста;
не нарушена ли связь между частями;
2. Подумай, как сделать текст более интересным для читателя. Внеси необходимые изменения.
3. При повторном чтении в каждом предложении исправь замеченные тобой речевые, орфографические и пунктуационные ошибки.
Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с текстом изложения, когда ученики с учетом полученных знаний и с опорой на литературный образец редактируют изложения своих одноклассников, то есть осуществляют взаимопроверку. Ориентация на литературный образец активирует деятельность учеников по воспроизведению и совершенствованию текста, компоненты текста – образца служат ориентирами действий учеников. Однако наличие примера само по себе еще не страхует от ошибок; в изложениях школьников речевые ошибки не менее часты, чем в сочинениях.
Умению сравнивать свой текст с образцом тоже надо учить.
В ходе языкового анализа текста обращаем внимание на нормы употребления языковых средств, обусловленность их выбора автором, средства глобальной и локальной связности текстовых единиц (абзацев и отдельных предложений).
Отсроченная повторная работа с текстом, как показали исследования Н.А. Пленкина, В.Е. Мамушина, Т.А. Ладыженской и др., имеет огромное значение для развития связной речи учащихся.
Возвращаясь к тексту, ученик получает возможность критически оценивать и совершенствовать свое высказывание. Однако применение этого приема без обучения школьников работе с черновиком, ознакомления их с критериями качества текста, с видами речевых ошибок и причинами их появления оказывается неэффективным.
Эффективным приемом работы над умением находить и устранять различные нарушения на уровне макроструктуры текста является составление развернутого плана после написания первого варианта сочинения.
План служит действенным средством речевого контроля на уровне макротекста, позволяя сопоставить то, что предполагалось, с тем, что получилось. С этой же целью может быть использована графическая схема текста.
Для развития умения осуществлять речевой контроль и совершенствовать текст можно использовать рецензирование и редактирование учащимися работ друг друга (взаиморецензирование и взаиморедактирование), а также совместную работу двух учащихся над созданием речевого высказывания на основе предварительно созданных учеником текстов. Обучаясь рецензированию и редактированию, школьники постигают главную цель своей работы над связным текстом - то, что высказывания они пишут для читателя. Ориентация на конкретного собеседника придает работе над созданием высказывания дополнительную мотивацию, совместные поиски лучших языковых средств для выражения мысли, стремление отобрать наиболее интересный материал дают значительный положительный результат. Очень важны для развития ученика рецензии учителя на сочинения и другие творческие работы.
Еще более эффективным приемам формирования у школьников умения осуществлять контроль над качеством текста является индивидуальная беседа, направленная на преодоление нарушений связности речи в письменных высказываниях школьников. В процессе беседы по содержанию сочинения учитель направляет ученика к осознанию опущенных в его работе содержательных связей. Это осуществляется с помощью ступенчатых наводящих вопросов, которые все ближе подводят ученика к конкретному ответу.
Существует четыре уровня сформированности речевого контроля в условиях письменной речи учащихся:
Высокий уровень сформированности речевого самоконтроля (следовательно, и высокий уровень развития речи характеризуется).
1) оптимальной скоростью и высоким качеством выполнения действия: ученик исправляет ошибку в момент ее возникновения, иногда даже не заканчивается ошибочное действие;
2) учитель фиксирует только ошибки «усвоения», которые не могут быть исправлены учеником в силу незнания или данного языкового материала.
Речевой самоконтроль сформирован и автоматизирован.
Продвинутый уровень характеризуется тем, что
1) ученик, самостоятельно исправляет допущенную ошибку, но с некоторым временным отставанием; лучший результат дает отсроченный контроль;
2) учитель фиксирует только не исправленные в результате самоконтроля ошибки.
Речевой самоконтроль сформирован, но не достаточно автоматизирован.
Средний уровень определяется тем, что
1) ученик, допустивший ошибку, самостоятельно ее не исправляет, но при указании учителем зоны ошибки делает это достаточно быстро;
2) внешний контроль и указание зоны ошибки служат как бы запуском механизма самоконтроля.
Все компоненты, необходимые для правильного выполнения действия, отработаны, но речевой самоконтроль полностью не сформирован – не срабатывает механизм запуска самоконтроля. Ученик не испытывает потребности улучшить текст и адресует его контролю учителя.
Низкий уровень характеризуется тем, что
1) ученик не способен сам найти и устранить ошибку; указания зоны ошибки недостаточно для ее устранения;
2) ученик исправляет ошибку только под руководством учителя при объяснении всей программы действия.
Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. (Л.В. Щерба)
Поэтому, как сказал академик Д.С. Лихачев, учиться говорить и писать нужно все время. Ведь в речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеет темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.
Литература.

Власенков А.И. «Развивающее обучение русскому языку», М.: Просвещение, 1983г.
Ладыженская Т.А. «Развивайте дар слова», М.: Просвещение, 1977г
Сборник статей «Совершенствование методов обучения русскому языку» М.: Просвещение, 1981г
Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения» М.: Высшая школа, 1989г.
Бабайцева В.В. «Русский язык»
Никитина Е.И. «Русская речь»
ж-л «Русский язык» №1 2003г.
ж-л «Русский язык» №3, 4 1998г.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 115