Внеклассное мероприятие Сильное звено


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ с. Кипчак - Аскарово муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан
ИГРА «СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

Автор: Низамова Гульназ Ишмурдовна
г.р. – 02.04.1967, педстаж – 24года
учитель химии и географии
МБОУ СОШ с. Кипчак – Аскарово Альшеевского района,
тел. 8(347)54 37626
дом. адрес – Альшеевский район
д. Кипчак – Аскарово
тел.
89373659227


2014 Пояснительная записка
Любить свою малую Родину – любить свое историческое прошлое, одна из важнейших задач краеведческого воспитания подрастающего поколения. Знать краеведение – значить ведать о своем крае.  В целом, краеведческое воспитание, можно определить, как воспитание отношения человека с природой, культурой, историей родного края, а также с другими людьми и самим собой, обеспечивающей ему нормальное здоровое физическое и психическое существование.Задача краеведческого воспитания, формирование у школьников ответственного отношения к окружающей среде на протяжении всей их последующей жизни.Самое дорогое для нас – дети. И каждый должен понимать, что вырубив дерево, погубив птицу, он рискует оставить своих детей без радости общения с живой природой. Сохранение природной среды и разумное природопользование – одна из актуальных проблем, стоящих перед человечеством. Человек живёт в тесном контакте с природой, пользуясь её дарами, её полезными ископаемыми. Но не нужно забывать, что на формирование почвы уходит времени больше, чем человеческая жизнь. Никто не вправе злоупотреблять щедростью земли, губить её богатства, потому что ими должны пользоваться не только мы, но и будущие поколения. «Дерево без корней не растёт», - говорят в народе. Уважение к собственным «корням» – это проявление достоинства человека, и одно из условий существования на Земле. Актуальность изучения родного края, его рельефа, природных богатств, исследователей Башкортостана не вызывает сомнений, так как это способствует бережному отношению к природным ресурсам, уважению к предкам, любви к природе. Новизна данной методической разработки – в интеграции исторических, географических, краеведческих представлений обучающихся на основе приобщения к культурному наследию родного края, его самобытной природе. Данная разработка может быть реализована на занятиях по краеведению педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами на игровых площадках в летний период, классными руководителями на классных часах. Цель: развитие разносторонних способностей и интересов детей и подростков, изучение родного края и его природы.
Задачи:
Образовательные
-ознакомиться с географией, геологией Башкортостана;
-изучение особенностей геологии РБ;
2. Развивающие
-развитие творческой самостоятельности, памяти;
-умение анализировать и работать с разными источниками информации;
3.Воспитательные
-воспитывать уважение ко взглядам других людей, толерантное отношение к чужой мысли;
-воспитание любви к своей местности;
Область применения методического материала:
- классными руководителями на классных часах,в объединениях дополнительного образования детей геологического и эколого- геологического направлений
Возраст обучающихся, на которых рассчитан материал:
12-16 лет.
Формы и методы реализации: При проведении занятий используются следующие методы: словесный, объяснительно - иллюстративный, видео метод (демонстрация слайдов), практический метод (работа с картосхемой, выполнение творческих заданий), частично – поисковый (подготовка сообщений о полезных ископаемых РБ).Разнообразны формы проведения занятий: интеллектуальная игра «Сильное звено» при обобщении знаний, учебные занятия для формирования знаний и умений о родном крае, краеведческая игра.
Основные знания, умения, навыки, характеризующие результативность усвоения материала:
- правильность и полнота изложения,
- точность геологических терминов,
- самостоятельность ответов
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, экран
1. Подготовка к игре «Сильное звено»
Для проведения игры нужно подготовить: вопросы; 7 рабочих столов с табличками, на которых написаны имена участников; стол для ведущего.
2. Организация игры «Сильное звено».
От каждого класса выбирают по 2-3 представителя для участия в игре (7 учащихся). Остальные учащиеся могут дополнять или поправлять ответы своих представителей.
Ведущий объясняет правила игры.
Участнику задается вопрос, если участник дает правильный ответ – ему присуждается 1 балл. При неправильном ответе на вопрос отвечают болельщики
(1 балл). Игра состоит из 6 туров. Участник, набравший наименьшее количество баллов в туре, выбывает. Ответы участников игры и учащихся, отвечающих с места, фиксируются жюри.
3. Подведение итогов.
Вопросы к игре «Сильное звено»
1 тур – географическое положение, границы РБ (7 участников)
1. Площадь Башкортостана?
2. РБ с севера граничит с …
3. Башкортостан находится в … экономическом районе
4. В каком федеральном округе находится РБ?
5. Географический центр Башкортостана
6. Самый северный район республики
7. Самый южный район республики
8. Самый восточный район республики
9. Самый западный район республики
10. Какой субъект имеет самую протяженную границу с РБ?
11. Автор учебника «География Башкортостана»
12. Сколько районов в РБ?
13. В каком районе находится озеро Асылыкуль?
14. Бывшие столицы Башкортостана?
15. В каком районе находится озеро Упканкуль, где растет водяной орех?
16. Сколько поселков городского типа?
17. Количество городов в республике?
18. В каком районе находится исток реки Дема?
19. Башкортостан с юга граничит с …
20. РБ с востока граничит с …
21. РБ с запада граничит с …
22. В каком материке находится РБ?
23. В каком районе находится пещера Шульганташ?
24. В какой части Уральских гор расположена территория Башкортостана?
25. Село … - центр Альшеевского района
26. Самая высокая точка Башкортостана
27. В какой части республики находится Альшеевский район?
28. В какой части района находится село Кипчак-Аскарово?
2тур - геология Башкортостана (6 учащихся)
1. Назовите 10 самых распространенных химических элементов, которые слагают земную кору?
2. Самый распространенный и самый дорогой минерал ?
3. Самый твердый минерал на земле? Что вы знаете о самых известных из них?
4. Бывают ли съедобные камни ?
5.Назовите известные вам уральские самоцветы.
6. Перечислите Стерлитамакские шиханы? Чем они сложены? Каков их
геологический возраст ?
7. Что вам известно об Аскинской пещере?
8. Какие полезные ископаемые добывают в Альшеевском районе?
9. Какое месторождение называют «Башкирским Клондайком»?
10.Какими поделочными камнями богата РБ?
11.Перечислите 5 наиболее известных источников минеральных вод РБ.
12. Этот минерал называется как вкусный плод с красными зернами?
13.Минерал – окаменевшая смола.
14.Известны ли в РБ месторождения флюорита и для чего он применяется?
15.Было ли на территории РБ извержение вулканов ?
16.Какие разновидности горного хрусталя добываются в РБ?
17.Чем знаменита Капова пещера? Почему она объявлена уникальной?
18.Перечислите известных геологов , изучавших недра РБ?
тур - население , хозяйство Башкортостана (5 учащихся)
1. Сколько национальностей проживает на территории Башкортостана?
2. Численность населения Башкортостана.
3. Великий русский писатель, чьи детские годы прошли в Башкортостане.
4. Плотность населения Башкортостана.
5. Коренное население, титульная нация Башкортостана.
6. К какой языковой семье относятся башкиры?
7. К какой языковой семье относятся русские?
8. К какой языковой группе относятся башкиры?
9. Карламан, Мелеуз, Раевка, Чишмы - центры производства …
10. Стиральный порошок «Зифа» производится в …
11. Вертолеты КА-32 производятся …
12. Цемент, шифер производится …
13. «Ассы», «Зеленая роща», «Красноусольский», «Карагай», «Янгантау» - . ..
14. Численность населения села Кипчак- Аскарово.
15. Какой район РБ имеет ООО «Завод керамического кирпича «Софиполь»?
тур – рельеф, полезные ископаемые Башкортостана (4 учащихся)
1. Какое полезное ископаемое называют «золотом дураков»?
2. Разновидности гипса, как они называются ?
3. Назовите 5 самых высоких горных хребтов РБ и их вершины?
4. .Где в РБ добывают медные руды и что из них получают? 5. Самая высокая точка РБ.
6. Кыркты, Уралтау, Машак, Аваляк - …
7. «Горящая гора» Башкортостана.
8. Гора, упомянутая в эпосе «Заятуляк и Хыухылыу».
9. В рельефе Татарскому своду соответствует…
10. Горы – одиночки возле города Стерлитамака.
11. Извлекается из горы Шахтау…
12. Ишимбай, Арлан, Туймазы, Шкапово – месторождения…

тур – климат, внутренние воды, растительный и животный мир РБ
( 3учащихся)
1.Самое холодное место в Башкортостане.
2. Зарегистрированная самая холодная температура в республике.
3. К бассейну какого океана относятся реки Уй, Миасс?
4. Самый влажный район республики.
5. В каком климатическом поясе находится Башкортостан?
6. Самое крупное озеро республики.
7. Самый сухой район РБ.
8. Растение, занесенное в Красную книгу РБ, встречается в пойме реки Дема.
9. Крупный левый приток Агидели.
тур – финал
1. Кто из башкир является основателем Горного института в Санкт-Петербурге?
2. Географ и картограф , работавший в составе Оренбургской экспедиции, «Колумб Оренбургского края».
3. Когда была создана карта СССР из самоцветов и где она хранится?
4. Этот карстовый источник воклюзного типа на территории РБ известен своей мощностью. Назовите источник.
5. Уникальное природное сооружение , находится на правом берегу реки Агидели, в Бурзянском районе.
6. Река в Ишимбаевском районе, которая исчезает в карстовых пустотах.
7. Обособленные формы рельефа, встречающиеся в долине реки Демы, в Дуванском, Стерлитамакском и Ишимбайском районах. Как называются эти объекты?
8. Озеро на юго – восточной части республики. В переводе с башкирского означает «волчья пасть». Здесь во время Крестьянской войны остановился отряд Пугачева. Как называется озеро?
Список использованной литературы:
Аиткулова О.В., Аиткулов А.З. Мой родной Башкортостан. - / Учитель Башкортостана. №2, 2008.
Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
Гайсина Р.С. Сохраним природу Башкортостана. - Уфа «Китап», 2007.
Муталов М. Г. Правда и легенды о камнях края башкирского.- Уфа «Китап»,1996.
Экономическая энциклопедия регионов России. Республика Башкортостан. - Издательство «Экономика», 2011.