Разработка урока по истории на тему: Внешняя политика Екатерины II (урок №1)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Завет-Ленинская школа»
Джанкойского района Республики Крым

Методическая разработка урока
по истории России на тему:
«Внешняя политика Екатерины  II»


Разработала учитель истории
Тарасевич Ольга Сергеевна
Тема урока  «Внешняя политика Екатерины  II»
Цели урока:
-образовательные: определить направления и цели внешней политики Екатерины II, рассмотреть ход и итоги русско-турецких войн;
-развивающие: развивать навыки учащихся работать с картой, учебником, анализировать текст, обосновывать свои выводы фактами; развивать умение находить причинно-следственные связи исторических событий и явлений;
-воспитательные: воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины, развивать интерес к изучению отечественной истории.
Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:, История России конец XVI-XVIII в., Данилов А.А., Косулина Л.Г. учебник для 7 класса, карта «России во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Прием «Полет на воздушном шаре»
Ребята, представьте себе , что мы летим на воздушном шаре , и он стремительно теряет высоту. Чтобы не разбиться, нам нужно сбросить лишний вес. В нашей корзине вместо мешочков с песком для баласта уложены даты. Но сбросить их мы сможем только назвав событие, соответствующее каждой дате.
1725 г.---- в России была открыта Академия наук
1764 г.----приказ Екатерины о секуляризации церковных владений
1767 г.--- Екатерина II созвала Уложенную комиссию
1785г. --- была издана Жалованная грамота дворянству
1773-1775 гг.---восстание под предводительством Е.Пугачева.
Расскажите о причинах восстания под предводительством Е. И. Пугачева
Беседа по вопросам
1) Вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века. (после смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.)
2) Перечислите итоги Семилетней войны? (смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны)
3) Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов? (не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы)
4) В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (Речи Посполитой)
3. Мотивация к изучению нового материала.
Елизавета Петровна, вступая на престол, заявила, что ее правление будет прямым продолжением времен Петра1. Однако ее замыслы и свершения нельзя уравнять с петровскими. Действительное свое продолжение , особенно во внешнеполитических делах петровская эпоха нашла в свершениях Екатерины 2. Давайте в ходе урока докажем это.
4.Изучение нового материала
Мы с вами вспомнили основные моменты внешней политики эпохи «дворцовых переворотов». Теперь мы можем предположить, каковы будут основные задачи внешней политики Екатерины II?
(придя к власти, Екатерина унаследовала две главные внешнеполитические проблемы - турецкую и польскую, сохранялась задача обеспечения безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.)
Стремясь противодействовать враждебной политике Франции,Россия создала союз государств, находившихся на севере Европы-Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии- первой антифранцузской коалиции.
Работа с термином. Что такое коалиция? (союз государств, направленный против другого государства или других государств).
После успешных внешнеполитических действий на западном направлении и завоевания выхода к Балтийскому морю основными задачами внешней политики России стала борьба за выход к южным морям- Черному и Азовскому.
Подумайте, почему для России это было важно?
(Ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства, возможность заселения и освоения южных плодородных земель, развитие внешнеторговых связей с Западом через Черное море -экспорт хлеба из России).
Работа с учебником
Давайте изучим ход военных действий и определим итоги русско-турецких войн. Для экономии времени я предлагаю выполнить эту работу в группах.
Первая группа изучает события русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и выполняет следующие задания:
1.Задания по русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
- Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
-Какие военные деятели внесли весомый вклад в эти победы?
-Определите итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
-Найдите на карте  территории, вошедшие в состав Российской империи.
- Сражения у реки Ларги и реки Кагул (1770 г. П. А. Румянцев)
- Морской бой в Чесменской бухте (5 июля 1770 г., эскадра А. Г. Орлова и Г.А. Спиридова)
- Заняли Туртукай и форсировали Дунай (1773г.А. В. Суворов)
Итоги войны
1774 г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор.
(Право строительства военного флота на Чёрном море, беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море, признание независимости Крымского ханства).
Работа с картой.
- Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы. После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция. Учитель объясняет причины создания коалиции.
2. Задания по русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
Определите повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
- Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1787-1791 гг
-Какие военные деятели принесли победу в этой войне ?
Каков итоги войны 1787-1791 гг?
Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи.
Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот в пользу открытого ставленника Турции и противника России. В ответ на это в 1783 году Екатерина издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России.
Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн (июль 1787г.А. В. Суворв)
Взятие крепости Очаков (1788г.Г. А. Потемкин)
Поражение турок на реке Рымник (1789 г.)
Падение крепости Измаил (11 декабря 1790 г.)
Морское сражение у мыса Калиакрия (1791 г.)
1791 г. – Ясский мирный договор
Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом. Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии

Терминологический словарь.
Запишите в словарь исторических терминов определения.
Коалиция – союз государств, направленный против другого государства или других государств.
Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя.
Протекторат – форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.
5. Закрепление изученного материала.
Работа с картой
.1. Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783 г. 2. Найдите и покажите территории, крепости, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г. 3. Показать границы Российской империи в 1791 г.
6. Итог урока.
В итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских  держав.
- Во время русско-турецких войн Россия участвовала в войне со Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских завоеваний в Прибалтике,  участвовала в разделе Речи Посполитой, вела борьбу с революционной Францией, наладила дипломатические  отношения с Северной Америкой.Об этом направлении внешней политики узнаем на следующем уроке.
7. Домашнее задание: § 27-28, стр. 217-223, прочитать, ответить на вопросы к  параграфу №2,3 на стр.228..












15