Урок Битва за Москву, блокада Ленинграда

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОЛЕНОВСКАЯ ШКОЛА № 1 ВОЛНОВАХСКОГОРАЙОНА»




Битва за Москву.
Блокада Ленинграда


методическая разработка урока
по дисциплине История России
XX –началоXXI века

11 класс



Кошарная И.В.
(учитель истории)








2016г.

Цели урока: - познакомить учащихся с событиями начала Великой Отечественной войны 1941-1942 года; первым крупным поражением вражеской армии в битве под Москвой; героизмом жителей блокадного Ленинграда; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну; любви к Родине; расширение представления учащихся о военных годах, героизме советского народа; воспитание уважительного отношения к старшему поколению
Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация «Битва за Москву», презентация «900 дней Ленинграда».

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Сегодня, наш урок будет посвящён одной из самых трагических страниц в истории нашей страны. Великая Отечественная война стала испытание для всего советского народа. Не было не одной семьи, куда бы война не вошла своим грязным, черным сапогом. Унеся миллионы жизней.
Летят годы. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становиться страницей истории. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Потому что мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Именно сегодня история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок: из любой, даже самой безнадежной, ситуации всегда есть выход!
Четыре долгих года, 1418 дней шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. И более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет.

Звучит звук метронома
Вопрос к классу: «Как, Вы думаете, звук чего слышите?»
Ответы детей
Учитель: « Правильно это звук метронома. Он тоже является неотъемлемой частью Великой Отечественной войны, особенно для жителей Ленинграда оповещая о начале воздушной тревоги».
Учитель: Сегодня мы будем говорить о самых, значимых события начала Великой Отечественной войны: битве под Москвой и блокаде Ленинграда.
На фронтах войны решалась судьба народа, судьба страны. Враги продолжали наступление, несмотря на большие потери. Фашисты рвались к сердцу нашей Родины – Москве. Гитлеровцы считали, что захват Москвы – это дело нескольких недель. В штабе Гитлера разрабатывали планы уничтожения Москвы. Один план был чудовищнее другого. Но все планы объединяло одно – стремление стереть огромный город с многомиллионным мирным населением с лица земли. Уже делались приготовления к тому, чтобы окружить город таким плотным кольцом, чтобы ни один человек не мог покинуть Москву. В этом году отмечается 75 лет со дня начала Московской битвы.
Среди крупнейших битв второй мировой войны Московская битва занимает особое место. Это сражение продолжалось 203 суток. Битва под Москвой включала в себя два периода: оборонительный (30 сентября-5-декабря 1941года.) и наступательный (5 декабря 1941г.-20 апреля 1942года.)
Именно под Москвой был развеян миф о непобедимости германской армии. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига».
Сообщение ученика:
Операция «Тайфун»
Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы! И сколько б мы песен ни пели Их мало для нашей Москвы. Михаил Светлов

Защита города.
Над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. В первые, же дни войны в Москве тысячи призывников спешили на сборные пункты военкоматов, и рядом с ними – добровольцы, не состоявшие на воинском учете. Было создано многотысячное народное ополчение. Москва превратилась в настоящую прифронтовую крепость.
Учитель: По плану немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Фашисты надеялись испепелить и сровнять с землей весь город. Для этой цели было выделено 1200 бомбардировщиков
У стен столицы создалось чрезвычайно опасное положение. Бои шли в 80-100 км от Москвы. Были подняты по боевой тревоге и срочно переброшены к Можайской линии оборонные запасные части, курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО. Вступив в тяжелые бои, они смогли задержать врага. Из Ленинграда был отозван генерал Г.К.Жуков, назначенный командующим Западным фронтом.
Но, несмотря на все это, к середине октября враг вплотную подошел к столице. 20 октября в Москве было введено осадное положение.
А 7 ноября в Москве прошел парад на Красной площади.
Ответьте на вопрос:
- Почему Сталин не отменил парад 7 ноября 1941года?
Учитель: Всем известна фраза: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!»  При помощи книг и интернет ресурсов определите автора данных слов.
Сообщение ученика: Соотношение сил СССР и Германии.
Учитель: Гитлеровские войска одновременно с битвой под Москвой начали новое крупное наступление на Ленинград.8 сентября 1941 началась Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и ночей, и 27 января 1944 года блакада была прорвана.
За этими сухими цифрами стоят судьбы простых людей, которые переживая страшный голод, холод, бомбежки не сдались, продолжали работать и жить на зло врагу.
В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. В короткий срок Ленинград был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22000 огневых точек. Фашисты ежедневно проводят артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем Ленинград обстреливался из дальнобойных орудий, а ночью на город с самолетов сбрасывались зажигательные и фугасные бомбы.
Сообщение ученика: «Ленинградская девочка Таня Савичева».
Советские войска отступали за р. Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125г. Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. Много ленинградцев погибло от голода.
Все дороги были захвачены фашистами. Связь была с городом только по Ладожскому озеру . Не зря её назвали «Дорогой жизни».По «Дороге жизни»было эвакуировано 1мл. 376тыс. человек. В город было доставлено 262 тыс. тонн продовольствия. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть.
В городе во время блокады продолжали работать заводы, выпускавшие продукцию для фронта. Функционировали библиотеки, научные учреждения. Дети продолжали ходить в школу. Жители города строили бомбоубежища, дежурили на крышах домов, спасая их от зажигательных бомб, работали, в военных госпиталях. Кроме того, каждый знал, что за освобождение Ленинграда постоянно ведутся бои. Городские власти круглосуточно поддерживали телефонную связь с Москвой. В городе работало радио, которое передавало последние сводки с фронта и другую важную информацию.
На начало 1941 года в Ленинграде действовало около 1000 фабрик и заводов. За время войны 840 промышленных предприятий были выведены из строя.
После наступления зимы ситуация стала страшнее. Норму хлеба все уменьшали. Положение катастрофическое. Но и в эти страшные годы Ленинград жил. На стадионе имени Кирова прошел футбольный матч. Ход матча транслировали не только для ленинградцев, но и для немецких солдат. Это был удар сильнее бомбежки. Фашистская пропаганда вбивала в головы своих солдат, сто Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а тут футбол! На весь мир из блокадного Ленинграда прозвучала седьмая ( ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича в исполнении большого симфонического оркестра.
Сообщение ученика: «Прорыв фронта»
Учитель: давайте подведем итоги нашего урока и тех событий с которыми познакомились на нашем уроке.
Ученики: 
Учитель: правильно, наша Великая Победа ковалась еще в декабре 41-го. А в сердцах всех людей ж ива память о тех воинах, которые своим подвигом, совершённым в те грозные дни, когда враг стоял уже у самых стен Москвы, защитили нашу столицу.
: В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно,  И ею с тобой мы сильны.
Красная Армия освободила тысячи городов и деревень.
Страна выдержала и выстояла самые страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных потерь и человеческих жертв.
Впереди еще были долгие и страшные годы войны.
Московская битва, прорыв блокады Ленинграда – это только два события из героических страниц этой страшной войны. Впереди еще были долгие, тяжелые годы испытаний. Но мы, потомки погибших в те годы героев-защитников, всегда будем помнить их беспримерный подвиг, который они совершили во имя светлого будущего, во имя нас с вами.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1млн. человек.
Военные потери: 332 059 убитых 24324 боевых потерь 111 142 пропавших без не вести Гражданские потери: 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках 632 253 погибли от голод
Сразу после войны на Пискаревском кладбище был установлен памятник мужественным защитникам Ленинграда. В 1965 году за героизм и мужество Ленинграду было присвоено звание Города-героя.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
И я навек тобой горда,
сестра моя, москвичка Маша,
за твой февральский путь сюда,
в блокаду к нам, дорогой нашей.
Золотоглаза и строга,
как прутик, тоненькая станом,
в огромных русских сапогах,
в чужом тулупчике, с наганом, -
и ты рвалась сквозь смерть и лёд,
как все, тревогой одержима, -
моя отчизна, мой народ,
великодушный и любимый.
И ты вела машину к нам,
подарков полную до края.
Ты знала - я теперь одна,
мой муж погиб, я голодаю.
Но то же, то же, что со мной,
со всеми сделала блокада.
И для тебя слились в одно
и я, и горе Ленинграда.
И, ночью плача за меня,
ты забирала на рассветах
в освобождённых деревнях
посылки, письма и приветы.
Записывала: «Не забыть:
деревня Хохрино. Петровы.
Зайти на Мойку, сто один,
к родным. Сказать, что все здоровы,
что Митю долго мучил фриц,
но мальчик жив, хоть очень слабый...»
О страшном плене до зари
тебе рассказывали бабы
и лук сбирали по дворам,
в холодных, разорённых хатах:
«На, питерцам свезёшь, сестра.
Проси прощенья - чем богаты...»
И ты рвалась - вперёд, вперёд,
как луч, с неодолимой силой.
Моя отчизна, мой народ,
родная кровь моя, - спасибо!

Рефлексия.
Заключение.
6. Домашнее задание § учебника..



Список литературы и интернет ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://er3ed.qrz.ru/berggolts-leningradskaya.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://tbrus.ucoz.ru/publ/blokada_leningrada_100_foto/1-1-0-861
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
http://p-w-w.ru/index.php?topic=6247.0