Особенности московской региональной системы общего образования: сравнительный анализ Федеральной и московских региональных программ развития образования.

Тема: Особенности московской региональной системы общего образования: сравнительный анализ Федеральной и московских региональных программ развития образования.



Автор - Школьная Н.Ю.,
Магистр Института истории и политики МПГУ.



What happened in the 19
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
«Школе не опрокинуть жизни,
жизнь легко опрокидывает школу,
которая становится поперек ее пути»
Ушинский К.Д.

Произошедший в 1990-х годах общесистемный социально-экономический кризис вывел сферу образования за рамки государственных и общественных приоритетов. Система образования, не получая необходимых ресурсов, фактически оказалась брошенной на произвол судьбы. Руководителям образования вместо решения проблем развития системы, пришлось заняться первоочередными проблемами обеспечения её деятельности, абстрагируясь от стратегических приоритетов.
За короткий срок система образования России, которая еще недавно, была одной из сильнейших в мире, стала сдавать свои позиции. Ситуацию в 1990-е годы в российском образовании в научной литературе большинство экспертов называют кризисной.
Осмысление потребностей личности и общества в эффективном и качественном образовании в новых социальных условиях поставило перед правительством РФ цель - реформировать систему образования и обеспечить условия для её развития.
С этой цель Правительство РФ приняло Постановление от 14.10.1992 года № 787 «Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования». Государственным заказчиком Программы являлось Министерство образования РФ.
Работа над федеральной программой затянулась практически на десять лет. Резкое сокращение производства ударило по российскому бюджету. Государство оказалось неспособным финансировать образование, особенно это отразилось на регионах. Решение поставленных целей на федеральном уровне в полной мере не было достигнуто.
В отличие от регионов, в Москве экономические реформы происходили быстрее и привели к появлению новой торговой системы, которая позволила освободиться от государственного посредничества и была основанная на прямых связях с отечественными и зарубежными производителями и поставщиками.
Московская региональная система образования по многим показателям была одной из самых динамично развивающихся в России. В 1994 - 1996 годах была подготовлена и реализована региональная программа «Столичное образование», в 1999 - 2000 гг. «Столичное образование -2», в 2002 - 2004 годах – Городская целевая программа «Модернизация Московского образования (Столичное образование -3»). Анализируя Московские региональные программы развития образования можно выделить следующие особенности столичного образования:
- Правительство Москвы неоднократно на деле доказывало свое приоритетное отношение к образованию. «В условиях общесистемного кризиса 1990-х годов, когда положение образования в стране резко ухудшилось, и оно оказалось на грани выживания, в Москве благодаря усилиям городских властей удалось не допустить стагнации столичного образования, сохранить его нормальное функционирование, и более того, обеспечить его поступательное развитие»;
- «Столичное образование - это образование повышенного уровня, органическая часть образовательного пространства всей России»;
- Задачи комплексной и всесторонней модернизации образования, поставленные в докладе рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации, приобретают для Москвы особую актуальность. Их решение в условиях столицы имеет свою ярко выраженную специфику, которая зафиксирована в Законе "О развитии образования в городе Москве".
Общее направление модернизации образования остается единым – «системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни», создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны.
В конце 1990 - начале 2000-х годов в стране постепенно нормализуется социально - экономическая жизнь, укрепляется государственность и международный статус России. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы на рубеже веков, требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления.
«Полиэтничность, мультикультурность и многоконфессиональность России наиболее «концентрированна» в столице. В Москве скорость социально - экономических изменений намного выше общероссийских».
За последние года ХХ века в результате осуществления программ "Столичное образование - 1 и 2" московское образование из достаточно изолированной ведомственной системы превратилось в сферу межведомственного сотрудничества, в инструмент сильной социальной политики.
Возникает новая задача - включить московское образование в международные информационные сети (в первую очередь в Интернет), русифицировать и использовать признанные достижения зарубежных фирм в сфере создания педагогических программных средств, других информационных продуктов в качестве образцов и аналогов для создания российских аналогов. «Информационные технологии стали средством достижения приоритетных образовательных целей, подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, требующем самостоятельного поиска, анализа, организации и передачи информации, планирования, проектирования информационных объектов и процессов».
15 марта 2000 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» в Российской Федерации.
Сравнивая приоритетные цели Московских региональных программ «Столичное образование –1, 2, 3» и Федеральной программы развития образования явно выделяется лидерская позиция Москвы.
Федеральной программы развития образования РФ на 2001-2005 года ставила цель - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности. Федеральная целевая программа развития образования РФ 2006 – 2010 годов поставила более глобальную цель - в среднесрочной перспективе обеспечить конкурентоспособность России на мировом уровне. Для осуществления таких масштабных планов бюджет Российской Федерации еще не был готов.
Сформулируем ключевые тезисы московской региональной системы образования:
Москва – мегаполис, столица России, одна из ведущих мировых столиц мира - выстраивает сложнейшие, многомерные и многоуровневые взаимосвязи личности с социально-культурной средой;
открытость для партнерства, новаторства и индивидуализации развития;
вариативность учреждений, форм, методов и средств обучения;
аккумулирует в себе историю развития России;
формирует идеологию «образование без границ»;
концентрирует лучшие научно-педагогические ресурсы страны;
обеспечивает поступательное развитие системы образования.
Сказанное выше позволило мне сделать вывод, что Московская региональная система общего образования на рубеже ХХ – ХХI вв. стала экспериментальной площадкой (зоной опережающего развития) для определения перспектив развития системы образования в России.


Список литературы:
Постановление Правительства Москвы от 05.07.1994 N 557-ПП «О программе «Столичное образование»
Постановление Правительства Москвы от 20.07.1999 N 660 «О городской программе развития образования «Столичное образование – 2»
Постановление Правительства Москвы от 20.11.2001 N 1047-ПП «О городской целевой программе «"Модернизация московского образования (Столичное образование-3)»
Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе» Москва, 2001 г.
Закон г. Москвы от 20.06.2001 N 25(ред. от 08.11.2006) «О развитии образования в городе Москве»
Закон г. Москвы от 10.03.2004 N 14(ред. от 25.06.2014) «Об общем образовании в городе Москве»
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы" (с изменениями и дополнениями).
В.С. Аванесов Проблема модернизации образования. Москва, 2010 г.
Э.Д. Днепров Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. Москва, 2011 г.
О.И. Мезенцева, Е.В. Кузнецова Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога. Монография. Новосибирск. 2013 г.






 Постановление Правительства Москвы 20 ноября 20014 № 1047 - ПП «О городской целевой программе Модернизация Московского образования «Столичное образование -3»
 Постановление Правительства Москвы 20 июля 1999 г. № 660- ПП «О городской программе развития образования «Столичное образование -2»
 О.И. Мезенцева, Е.В. Кузнецова Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога. Монография. Новосибирск. 2013.
 Постановление Правительства Москвы 20 ноября 20014 № 1047 - ПП «О городской целевой программе Модернизация Московского образования «Столичное образование -3»
 Постановление Правительства Москвы 20 июля 1999 г. № 660- ПП «О городской программе развития образования «Столичное образование -2»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415