Использование методики Карла Орфа на логоритмических занятиях


Выполнила: Гаравская Мария Сергеевна
Использование методики Карла Орфа на логоритмических занятиях.
Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями (музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы помогают организовать речь.
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа "Шульверк. Музыка для детей”. Слово "Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает "обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — "учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. Орф почитаем во всем мире как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Вся "теория” его концепции зафиксирована в нотах — небольших и полных очарования партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна в исполнении даже маленьким детям. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире. 
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Обучение через творчество — не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и заниженно-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования;— помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.
Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.
За полвека существования Шульверка орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге, учебно-методическими изданиями, семинарами и конференциями более чем в 40 странах мира. Среди стран, в которых концепция Карла Орфа получила заслуженное признание, следует назвать Германию, Англию, США, Швецию, Данию, Финляндию, Португалию, Японию, Испанию, Чехословакию, Корею, Австралию, Италию, Канаду, страны Южной Америки, Таиланд, Китай и другие. Институт Карла Орфа (Orff Institute) был открыт в 1962 году специально для обучения педагогов принципам творческой музыкальной педагогики. Долгое время в нем работал и сам Карл Орф в сотрудничестве со своими ближайшими сподвижниками и коллегами — Гунильд Кетман и Вильгельмом Келлером. После смерти композитора был образован Фонд Карла Орфа, который возглавляет его жена Лизелотта Орф. Фонд поддерживает Институт в Зальцбурге и оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении, спонсируя проведение семинаров. Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию "Карл Орф” (изд. Музыка, 1984). В этой книге есть большая глава о педагогической концепции Орфа. О.Т. Леонтьева 27 лет переписывалась с композитором, который на склоне лет мечтал создать Шульверк на основе российского фольклора. Официального Российского Общества Карла Орфа пока нет, но существует "Педагогическое общество Карла Орфа" при Музыкальном обществе Челябинской области, председателем которого является Жилин В.А, а также отдельные региональные объединения, координаторами которых являются опытные педагоги: Сафарова И. (Екатеринбург), Величко И. (Санкт-Петербург) и многие другие в самых разных городах России. В Минске работает Т. А. Боровик. В настоящее время в России появляется большой интерес к музыкальному воспитанию по концепции Орфа, она получает все большую популярность среди педагогов. О этом свидетельствует неугасимый интерес к семинарам, на которых можно получить практическую помощь в изучении основ орфовской музыкальной педагогики.
Метод обучения Карла ОрфаМетод Орфа это способ обучения детей музыке занимая их разум и тело посредством пения, танцев, актерства и игры на перкуссии. Обучение проходит с элементами детской игры в соответствии с уровнем понимания ребенка. Поощряются импровизация, сочинительство и детское естественное восприятие музицирования.
Автор метода Карл Орф, немецкий композитор, педагог и театральный деятель, чья самая известная работа это оратория "Carmina Burana" (кстати, ранние работы композитора были очень похожи на работы Стравинского – прим. Drumspeech.com). Метод создавался в 1920-е и 1930-е годы, когда Орф работал директором музыкальной, танцевальной и гимнастической школы G?nther-Schule, которую основал в Мюнхене. Его идеи основывались на вере в важности ритма и движения. Свои идеи Орф изложил в книге Orff-Schulwerk , которая позже после коррекции и адаптации вышла на английском под названием Music for Children (Музыка для детей).
В классе играют народную музыку и композиции, которые дети написали сами. Специально для обучения детей Орф подбирал и инструменты. Это специальный комплект инструментов, основу которого составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (От нем. Gloke - колокольчик), только глокеншпиль - это не колокольчик в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. Его впервые в европейской музыке использовал В. Моцарт в своем известном хоре “Волшебные колокольчики” из оперы “Волшебная флейта”. Все эти инструменты принято называть ударными (по способу игры) Они разделяются на мелодические (звуковысотные) - ксилофоны, металлофоны, глокеншпили и шумовые различных видов.
В базовый набор входят: сопрановые и альтовые глокеншпили, сопрановые, альтовые и басовые металлофоны, сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из палисандрового дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штифт и располагаются над резонаторным ящиком, который обеспечивает качество высокое звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки.
Прообразом ксилофонов Орфа стал африканский ксилофон “маримба”, в котором резонатором для деревянных пластин были высушенные тыквы, а также его индонезийский каменный вариант. Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, известный знаток неевропейской музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блок-флейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в Орфофском наборе инструментов. Неплохо сочетаются с общим ансамблем гитара, виолончель, партии которых могут взять на себя взрослые. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие.
Разнообразие шумовых инструментов, используемых на уроках по методу Орфа трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, барабаны конга и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками.
Инструменты Орфа обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и подходят в качестве аккомпанемента к пению детей. Звук ксилофона - негромкий, мягкий, тянущийся и не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определенность исполняемой музыки. Металлофоны также обладают мягким тянущимся звуком, используются как мелодический и аккомпанирующий инструмент. У глокеншпилей высокий, чистый, быстро гаснущий звук, прекрасно сочетающийся со звучанием ксилофонов, блок-флейты. Ни один из инструментов в ансамбле не рассматривается как солирующий, но каждый может им на время стать.
Завораживающая красота звучания инструментов Орфа притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха.
Интерес детей к инструментам Орфа просто неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживащий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них красивые звуки. С помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект инструментов Орфа в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям.
Не существует строгого единого учебного плана преподавания, каждый учитель использующий метод Орфа, проводит уроки по собственному плану адаптируя к возрасту и размеру группы учащихся. И все же, как проходит типичный урок? Например, учитель может выбрать стихотворение или историю для прочтения в классе, затем учащимся будет предложено выбрать инструмент и представить героя истории. Когда учитель читает историю повторно, учащиеся добавляют звуковые эффекты на выбранном инструменте, после учитель уже сам аккомпанирует. По ходу занятия инструменты можно менять, в игру вовлекается весь класс, незадействованным детям предлагают показать сценку из истории.
Упрощенный пример формата занятия:
1) Выбор стихотворения и чтение перед классом2) Просьба повторить стихотворение с вами3) Повтор стихотворения под ритм (хлопки в ладоши или по коленкам)4) Выбор учащихся которые будут играть на ксилофоне и глокеншпиле5) Просьба учащихся играть определенные ноты в определенных местах текста. Звук и слово должны совпадать.6) Добавьте еще инструменты, например китайский колокольчик.7) Обсуждение урока с учащимися. Например, было легко или сложно?8) Конец урока. Инструменты откладываются в сторону.
Во время исполнения песен учитель дирижирует, подавая сигналы частям оркестра. Некоторые играют на выбранном инструменте, другие поют по нотам или без, главное, чтобы нотная партия была по силам. По методу Орфа учащиеся познают ритм, мелодию, гармонию, склад, фактуру и другие музыкальные элементы. Учат этому через объяснения, пропевание, танцы, театральные постановки и игру на инструменте. Выученные концепции становятся трамплином для дальнейших творческих изысканий в импровизации и сочинении собственной музыки.
Важно чтобы дети держали четкий ритм и научились правильной технике игре на маллетах.
И напоследок, развенчаем некоторые заблуждения вокруг метода, - успех преподавания по ней не только в любви к детям, но и в музыкальном образовании учителя. "Чайники" разного рода из элементарного делают пошлое и вульгарное. И второе, Орф не создавал свою систему для раннего возраста, она адресована детям 6-11 лет! Все, кто ее сейчас адаптируют под дошкольный возраст, талантливо и не очень, к Орфу не имеют никакого отношения. Это всего лишь их интерпретации. Представление же о том, что с помощью системы Орфа все у детей формируется легко - заблуждение дилетантов, которые ничего не формируют, так как не видят целей и не знают как их достичь.
Некоторые цитаты Орфа для лучшего понимания его философии:
”На первом месте практика, осознование после”.
”С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают игру и любое обучение нужно подать как детскую игру”.
“Элементарная музыка это не просто музыка. Она связана с движением, танцами и речью. Это такая форма музыки, в которой каждый может участвовать не как слушатель, а как соавтор”.