Элективный курс для 9 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»


Элективный курс для 9 класса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано: 3 часа в неделю — русский язык и 3 часа русской литературы. Элективные курсы, которые предлагаются обучающимся — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать подготовке учеников к ОГЭ  по русскому языку, учитывая, что в этом учебном году впервые девятиклассники столкнутся с необходимостью сдавать и обязательный устный экзамен по русскому языку.
Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ГИА (ОГЭ) по русскому языку на 2016-2017 учебный год.   Направленность курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ГИА (ОГЭ). 
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников и состоит из следующих разделов: «Готовимся к написанию сжатого изложения» (15 ч.), «Готовимся к написанию сочинения» (42 ч.), «Готовимся к выполнению тестового задания» (39 ч.). В резерве – 6 ч. Внутри  каждого раздела предусмотрены итоговые работы (изложение, сочинения, тестирование) с их последующим анализом.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников.
Программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»  составлена в соответствии с программно-методическими материалами, учебно-методическим пособием Н.А. Сениной  «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Легион. Ростов-на-Дону, 2015.
Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Цели:
Повторить теорию школьного курса русского языка.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ГИА (ОГЭ) по русскому языку.
Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Перед учениками ставится ряд задач:
Знать нормы русского литературного языка.
Орфографические и пунктуационные правила русского языка
Владеть приемами лингвистического анализа.
Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
Писать сочинения по заданным текстам.
Писать сжатое изложение
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны уметь:
Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).
 Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
Методическое обеспечение.
Н.А.Сенина  «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Легион. Ростов-на-Дону, 2015.
№ Тема урока Ч. Тип урока Элементы содержания Требования к знаниям и умениям учащихся Виды контроля  
 Дата
1 Требования к написанию сжатого изложения. 3 УИНМ Критерии оценивания  сжатого изложения. Восприятие текста. Основное содержание текста. Знать: критерии оценивания  сжатого изложения, последовательность выполнения работы.
  Работа с текстом.  
2 Основные приемы компрессии текста. 3 УИНМ Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Знать: приемы и принципы сжатия текста.
Уметь: сжимать исходный текст. Работа с текстом.  
3 Техника написания сжатого изложения. 3 Практикум Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом Знать: приемы и принципы сжатия текста
Уметь: сжимать исходный текст Работа с текстом.  
4 Сжатое изложение. 3 УРР Сжатое изложение Знать: приемы и принципы сжатия текста
Уметь: писать сжатое изложение Сжатое изложение.  
5 Анализ  изложения. 3 ПОУ Работа над ошибками Знать: приемы и принципы сжатия текста
Уметь: писать сжатое изложение Работа над ошибками.  
6 Требования к написанию сочинения-рассуждения. 3 УИНМ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы. Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
  Работа с текстом.  
7 Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. 3 УИНМ Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации Работа с текстом.  
8 Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. 3 Практикум Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с  текстом. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с текстом.  
9 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 3 УРР Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.  
10 Анализ сочинения. 3 ПОУ Работа над ошибками. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Работа над ошибками.  
11  Интерпретация  фрагмента текста. 3 УИНМ Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2. Работа с текстом.  
12-13 Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. 6 Практикум Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом. Знать:  алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста.
Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом.  
14 Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста. 3 УРР Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста.
Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста.  
15 Анализ сочинения. 3 ПОУ Работа над ошибками. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста.
Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа над ошибками.  
16-17 Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. 6 УИНМ Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3.
Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью. данного текста Работа с текстом.  
18 Сочинение-рассуждение. Задание 15.3. 3 УРР Сочинение-рассуждение. Задание 15.3. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3.
Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста. Сочинение-рассуждение. Задание 15.3.  
19 Анализ сочинения. 3 ПОУ Работа над ошибками. Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3.
Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста. Работа над ошибками.  
20 Средства выразительности. 3 ПОУ Лексика. Тропы и фигуры речи. Знать: средства выразительности.
Уметь: выполнять тестовое задание № 3. Выполнение тестовых заданий (№3).  
21 Правописание приставок. 3 ПОУ Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-, неизменяющиеся на письме приставки. Знать: правописание приставок.
Уметь: выполнять тестовое задание № 4. Выполнение тестовых заданий (№4).  
22 Правописание Н-НН в словах разных частей речи. 3 ПОУ Правописание Н-НН в словах разных частей речи. Знать: правописание Н-НН в словах разных частей речи.
Уметь: выполнять тестовое задание № 5. Выполнение тестовых заданий (№5).  
23 Характеристика русской лексики. Синонимы. 3 ПОУ Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы. Знать: характеристику русской лексики, синонимы.
Уметь: выполнять тестовое задание № 6. Выполнение тестовых заданий (№6).  
24 Словосочетание. 3 ПОУ Словосочетание. Согласование, управление, примыкание. Знать: виды связи слов в словосочетании.
Уметь: выполнять тестовое задание № 7. Выполнение тестовых заданий (№7).  
25 Предложение. Грамматическая основа предложения. 3 ПОУ Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Знать: о грамматической основе предложения
Уметь: выполнять тестовые  задания № 8, №11. Выполнение тестовых заданий (№8, №11).  
26-27 Осложненное простое предложение. 6 ПОУ Обособленные члены предложения(определения, приложения, обстоятельства, дополнения). Знать: правила обособления второстепенных членов предложения.
Уметь: выполнять тестовые  задания №9. Выполнение тестовых заданий (№9).  
28 Основные разряды вводных слов. 3 ПОУ Вводные конструкции. Основные разряды вводных слов. Знать: основные разряды вводных слов
Уметь: выполнять тестовые  задания №10. Выполнение тестовых заданий (№10).  
29-30 Пунктуация и синтаксис сложного предложения. 6 ПОУ Знаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Знать: правила постановки знаков препинания в сложном предложении
Уметь: выполнять тестовые  задания №12, №13, №14. Выполнение тестовых заданий (№12, №13, №14).  
31 Итоговое тестирование. 3 КЗУ Итоговое тестирование. Знать: изученный материал
Уметь: выполнять тестовые  задания №2- №14. Итоговое тестирование.  
32 Анализ итоговой работы. 3 ПОУ Работа над ошибками. Знать: изученный материал
Уметь: выполнять тестовые  задания №2- №14. Работа над ошибками.  
33-34 Резервные уроки 6          
Условные обозначения: КЗУ – контроль знаний учащихся, ПОУ –  повторительно-обобщающий урок, УИНМ – урок изучения нового материала, УРР – урок развития речи.