Урок литературного чтения Конкретизация образа богатыря. Оружие богатыря


Урок 2.
Тема урока. Конкретизация образа богатыря. Оружие богатыря.
Цели и задачи урока. 1. Создать условия для формирования представления учащихся об образе былинного богатыря на основе изображения воинского вооружения. 2. Способствовать развитию творческого воображения, умения использовать в рисунке правил композиции, развитию устной речи и расширению кругозора учащихся. 3. Прививать интерес к изучению истории родной страны.
Оборудование. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисточка и баночка с водой, палитра.
Наглядность. Таблица «Оружие богатыря». Книги из серии «История России» («Легенды Древней Руси», «Куликовская битвы»).
План занятия
Сообщение темы урока.
Беседа о вооружении богатыря (конец I X – начало XV века).
Объяснение учебного задания. Работа над словом.
Самостоятельная работа учащихся – эскиз богатырского вооружения.
Коллективный анализ детских работ.
Ход занятия
I.Оргмомент.
II.Сообщение темы урока (Текст размещен на доске).
Да берет-то он свой тугой __________ , разрывчатый
Во свои берет, во белы он во ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он ____________ каленую накладывал. (Лук, стрелочку)
Учитель: О каком богатыре идет речь? В какой из былин разворачиваются эти события? Какие слова пропущены? Как назвать одним словом лук и стрелы?
Ученик: Лук и стрелы – это оружие богатыря.
Учитель: А какие еще предметы богатырского вооружения вам известны?
III.Беседы о вооружении богатыря.
Учитель перед началом игры предлагает игру «Кто больше?» (знает и назовет предметов воинского вооружения. Победителем объявляется тот ученик, который назвал слово последним.
[ Лук, стрелы, меч, сабля, щит, рогатина, копье, самострел, палица, кистень, булава, шестопер, топор, бердыш, алебарда,…]
Учитель: Кто из вас знает историю этого оружия? Где его можно увидеть в настоящее время?
Ученик: Оружие имеет давнюю историю, а увидеть оружие и узнать о нем много интересного можно в музее.
Учитель: Наука о древнем русском вооружении имеет давнюю традицию: она зародилась с момента находки в 1808 году на месте знаменитой Липецкой битвы (1216 года) шлема и кольчуги, возможно, принадлежащих князю Ярославу Всеволодовичу.
Вооружение, тактика боя, весь строй военного дела с IX по XVI век прошли ряд этапов своего развития. В период существования Киевской державы основным родом войск была пехота, а затем частые нападения южных соседей – кочевников привели к выведению на первый план конницы. Как пехот, так и конница в своем составе выделяли две подгруппы: легкую (лучники) и тяжеловооруженную (копейщики).
Как вы думаете, почему они получили такие названия?
Ученик: Вероятно, из-за особенностей вооружения: копейщики – имели копья, лучники – лук и стрелы.
Учитель: Да, но это не все , что имел при себе воин. Так всадник был вооружен копьем, луком и стрелами, саблей. А у пехотинцев особенно популярен был топор.
В 1237 -1241 годах на Русь обрушились полчища хана Батыя. Завоевание затормозило развитие страны, но не подавило самостоятельности русского военного дела и даже способствовало его развитию. Происходит усиление пехоты за счет появления средств дальнего боя – самострелов и камнеметов. Появляются колющий меч, более изогнутая, чем раньше, сабля; распространяются треугольный щит, топоры-булавы, шестоперы.
Около 1380 на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако, холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, круглые щиты, булавы, кистени, шестоперы и в период употребления огнестрельного оружия, в течение 200 лет, сохраняются на вооружении.
Девять столетий ( с IX по XVII век) над созданием и усовершенствованием защитного и наступательного оружия трудились мастера-оружейники русских городов. Разнообразное и совершенное вооружение немало способствовало ратным подвигам русских воинов, в течение веков отстаивающих свободу и независимость своей Родины.
IV.Объяснение учебного задания. Работа над словом.
Учитель: Что нового вы узнали об оружии богатыря? Чем были вооружены копейщики и лучники? Какие виды оружия ближнего и дальнего боя были у русских воинов?
Ученики: История оружия насчитывает девять веков.
Копейщики были вооружены копьями (саблей, мечом и щитом); лучники – основное оружие лук и стрелы, а у пехотинцев – топор.
Оружие ближнего боя: меч, сабля, рогатина, …
Оружие дальнего боя: стрелы, копье, камнеметы, …
Учитель: Обратимся к тексту былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». О каком оружии упоминается в этом произведении?
Ученик: «…лук разрывчатый», «…стрелочка каленая», «…рогатины звериные».
Учитель вместе с детьми работает над разъяснением лексического значения слов, подбором синонимов.
Учитель: «лук разрывчатый» – этот эпитет, надо полагать, определяет качество лука, его крепость. Хороший лук способен разрывать воздух и издавать резкий звук. Какие синонимы можно подобрать к прилагательному «разрывчатый»?
Ученики: Свистящий, звенящий.
Учитель: Как будет звучать былина при замене этого слова в тексте?
Ученик: «Да берет-то он свой лук тугой лук звенящий (свистящий)..»
Учитель: «Стрелочка каленая» - гладко обточенная до толщины в 10-14 мм и длины до 1м древко. На передний конец древка прикреплялся железный или бронзовый наконечник. Для придания ему различных форм он подвергался накаливанию. Отсюда и название – каленая.
Какие синонимы можно подобрать к этому слову? Как будет звучать текст былины при замене этого прилагательного синонимом?
Ученики: Каленая – жженная, плавленая, горячая.
Учитель: «Рогатины звериные» - это разновидность копья, с более широким наконечником (рожОн). Применялись рогатины для ведения боя и для охоты. Здесь рогатина предназначена для охоты на зверя. Поэтому, каким синонимом можно в данном случае заменить слово «звериные».
Ученик: «Рогатины охотничьи…»
«Зятевья –то есть да соловьиные, похватали как рогатины звериные…» (охотничьи).
Учитель: Вам сегодня предстоит на уроке выполнить эскиз воинского вооружения (2-3 предмета) и расположить их с учетом правил композиции на своем альбомном листе.
Обратите внимание при выполнении работы в цвете на то, как выглядели предметы в те годы (т.е. сохраните историческую достоверность).
V.Самостоятельная работа учащихся.
VI.Коллективный анализ детских работ .
Конкурс историков:2-3 человека из наиболее активных ребят, которые прочно усвоили названия и внешний вид предметов вооружения, выбирают наиболее правильные с исторической точки зрения работы.
VII.Итог урока.
Что нового вы узнали из истории нашей Родины?