Психологическое исследование. Детско-родительские отношения как условия адаптации ребенка в замещающей семье.


Детско-родительские отношения как условия адаптации ребенка в замещающей семье.
В настоящее время актуальной проблемой, при формировании системы замещающего воспитания, является адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям новой, замещающей, семьи. Качественным показателем нормальной адаптации ребенка в новой семье являются адекватно построенные детско-родительские отношения с приемным ребенком.
Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [1].Адаптация ребенка в замещающей семье – это объективно необходимый процесс вхождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новую семью. Она предполагает поиск путей и форм взаимодействия в семье и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия как для реализации возможностей и жизненных планов приемного ребенка, так и для прогрессивного изменения самой семьи.
Стадии адаптации:
1.«Идеализированные ожидания», или «Вхождение в семью» (3-6 мес.) - как у ребенка, так и у родителей – воспитателей. Примерно через месяц наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась. Возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу.
2.Стадия вживания, адаптации (6-13 мес.).
И для ребенка, и для семьи идет установка внешних и внутренних границ, привыкание к взаимным потребностям и правилам поведения, индивидуальным способностям и привычкам. Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, - взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.
3.Стадия «Стабилизация отношений»
Семейная система входит в стационарное состояние, которое может характеризоваться несколько сниженной сплоченностью, чем до приема ребенка, и меньшей гибкостью, но в пределах сбалансированной зоны. Ребенок начинает вести себя как кровный [2].
Ребенку трудно приспособится в новых условиях, так как для установления благоприятных отношений между приемными родителями и ребенком необходимо определенное время. В нашем случае проведена диагностика на 13 летнем подростке, который проживает в замещающей семье 1,5 года. Для того чтобы установить уровень приспособленности ребенка к условиям новой семьи, мы проведем методику «Рисунок семьи», проанализировав которую можно узнать в какой степени ребенок приспособлен к новым условиям, комфортно ли он ощущает себя в замещающей семье. С помощью теста-опросника родительского отношения (методика ОРО) А.Я.Варга, В.В.Столина, мы определим отношение родителей к приемному ребенку [3].
Цель нашего исследования – изучить взаимоотношения ребенка с замещающими родителями, что позволит оценить успешность его адаптации в новой семье.
Проведя методику родительских отношений (ОРО) на приемном родителе и проанализировав по ней результаты, нами были сделаны следующие выводы:
У испытуемого (замещающего родителя) выявлен высокий результат по шкале «Принятие – отвержение». Следовательно, у него положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и принимает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени.
По шкале «Кооперация» у испытуемого средний результат. Это говорит о том, что взрослый проявляет интерес к тому, что взрослый проявляет интерес к тому, что интересует ребенка, оценивает его способности , поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
По шкале «Симбиоз» у испытуемого средний балл. Можно сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
По шкале «Контроль» высокий результат. Следовательно, взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Часто навязывает ребенку свою волю.
Выявлен низкий результат по шкале «Отношение к неудачам ребенка». Можно сделать вывод, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, может быть неплохим учителем и воспитателем.
Проведя исследование на 13 летнем подростке по методике «Рисунок семьи», были выявлены следующие результаты [4].
Ребенок изображает действительную семью, то есть ту семью, в которой он воспитывается на данный момент (замещающую семью). На рисунке изображена вся замещающая семья: приемная мама, сестра и собака, за которой ухаживает ребенок. Все члены семьи расположены близко друг к другу, но не держатся за руки. Следовательно, в семье достаточно доверительные отношения.
Ближе всего к себе ребенок изобразил приемную маму, это первая фигура, изображенная испытуемым, также у нее тщательнее изображены черты лица. Это говорит о том, что с ней у него наиболее доверительные отношения.
Дистанция между членами замещающей семьи небольшая, из чего можно сделать вывод, что в семье сложились доверительные отношения, отсутствуют конфликты.
Маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.
Помимо членов семьи ребенок изображает на рисунке свою собаку, что трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей, недостаточное общение со сверстниками.
Ребенок рисует одного родителя и сестру, с которыми живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, в которой ребенок более или менее адаптировался.Таким образом, можно сделать вывод, что на период пребывания ребенка в замещающей семье (1,5 года), у него уже сложились хорошие, доверительные и уважительные взаимоотношения в новой семье. Так же мы видим, что и замещающий родитель принимает ребенка таким, какой он есть, уважает его интересы, считается с его мнением, интересуется его увлечениями, доверяет ему. Единственный недостаток во взаимоотношениях между ребенком и замещающим родителем – это повышенный контроль со стороны родителя за поведением и кругом общения ребенка. Для стабилизации семейных отношений, специалисту-психологу необходимо провести беседу с замещающим родителем, рассказать ему об особенностях подросткового возраста, ведь в этот период ребенок может бунтовать против родителей и делать все им наперекор. Также можно пригласить родителя и ребенка на тренинг эффективного взаимоотношения взрослых и детей внутри семьи, который поможет установить более доверительные отношения с ребенком.
В целом, адаптация ребенка в замещающей семье проходит в соответствии с нормой, этому способствуют адекватно сформированные детско-родительские и родительско-детские отношения.
Список литературы:
1.Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Академия, 2005. – 95 с.
2. Котова Е.Ю. Этапы адаптации ребенка в замещающей семье, [Электронный ресурс] – URL: http://www.detstvo-life.ru/Adaptacia%20rebenka.pdf
3. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО, [Электронный ресурс] – URL: http://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro.
4. Тест “Рисунок семьи”, [Электронный ресурс] – URL: http://vsetesti.ru/425/.