Конспект психологического тренинга для родителей ДОУ Психологический микроклимат в семье. Заповеди общения родителей с ребенком


Афанасьева М. Е. – педагог-психолог
дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»
КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы
комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»
г. Усть-Каменогорск 2016 г.
Психологический тренинг для родителей на тему:
«Психологический микроклимат в семье. Заповеди общения родителей с ребенком»
Цель: обучение родителей методам общения в семье с ребенком, выявить последствия занимаемой родителями позиции в общении. Выстраивание положительного микроклимата в семье.
Задачи:
Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей. Обладать навыками саморегуляции.
Выявление собственных, личностно-поведенческих проблем в общении, и их влияния на психологический микроклимат в семье.
Овладение приемами конструктивного и позитивного общения родителей с ребенком.
Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
Основная часть
Упражнение «Знакомство»
Участники тренинга встают в круг (или сидят в кругу), по очереди представляются, и рассказывают, зачем пришли на тренинг и с какой целью.
Упражнение «Имя прилагательное». Участникам необходимо к первой букве своего имени подобрать прилагательное, а потом назвать имя и прилагательное.
Принципы тренинга:
принцип конфиденциальности;
принцип добровольного участия;
принцип самодиагностики, т.е. формулирование и осознание самими участниками собственных личностных проблем;
принцип открытого взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения, основанного на уважении, эмпатии и доверии друг к другу.
Вводная беседа:
Что такое психологический микроклимат в семье? (ответы каждого)
Психологический микроклимат – это ….(ответ тренера)
Для того, чтобы определить, какой психологической микроклимат окружает Вас в вашей жизни, мы проведем одну маленькую психологическую методику, которая называется «Колесо баланса»
Психодиагностика «Колесо баланса»
-40386020828000
Для составления колеса жизненного баланса потребуется простой лист бумаги. На нем необходимо нарисовать окружность и разделить ее на 8 равных частей. Эти части – это ваши жизненные ценности. У каждого человека они разные. Это могут быть семейные отношения, деньги или карьера, здоровье и отдых и так далее. Стоит задуматься и определить максимально важные ценности именно для вас.
Затем необходимо оценить удовлетворенность каждой из частей жизни. Для этого используйте 10-бальную шкалу. 0 будет означать полную неудовлетворенность, а 10 – максимальную удовлетворенность. Причем следовать нужно не каким-то стандартным требованиям, а личным ощущениям. Например, вы получаете зарплату, которой полностью хватает для удовлетворения потребностей и на повседневные нужды. Но ваше окружение считает, что вы должны зарабатывать больше. Оценку следует ставить, исходя из собственных ощущений. Мнение остальных не должно влиять на колесо жизненного баланса.
- Теперь вы видите, какие проблемы окружают вас в вашей личной жизни, и над чем нужно вам работать. А теперь давайте, определим проблемы, которые возникаю у вас в процессе общения в семье.
Упражнение «Инвентаризация проблем» написать 10 любых проблем, которые возникают у вас с детьми в процессе общения. Проблемы распределяются в трех столбиках: 
*Проблемы ребенка *Мои проблемы *Наши общие проблемы Вопросы: - Какой столбик заполнен больше остальных? - Почему так получилось? - Можем ли мы быть моделью образцового поведения для ребенка? 
А теперь, давайте, с вами, определим, идеальных родителей и детей.
Упражнение «Идеальный родитель и ребенок». Лист бумаги делится на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются и ведущий предлагает ответить на вопрос:
- "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" (После ответов участников листы рвутся и выбрасываются). 
Мини-лекция «Техники активного слушания»
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Есть один очень удобный способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Что же это значит — активно слушать ребенка? Начну с ситуаций.
§     Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».
§     Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее. Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:
СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.
Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:
- Ну ничего, поиграет и отдаст…
- Как это ты не пойдешь в школу?!
- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
Техника активного слушания
1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).
3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их человек.
4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить рассказом.
5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.
Правила активного слушания
1.     Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2.     Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3.     Не давай советов.
4.     Не давай оценок.
5.     Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)
6.     Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).
7.     Кивки.
8.     Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).
- Что труднее всего дается вам в технике активного слушания? (удержаться от комментариев, нотаций, наставлений) -  Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы успешно (или неуспешно) применяли такую технику?
Итак, что может дать техника активного слушания? Результаты применения техники активного слушания:
Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка, (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).
 Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
 Ребенок учится сам решать свои проблемы.
Ребенок начинает активно слушать родителей.
 Родители  становятся более чувствительными к проблемам и нуждам ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители!
Несмотря на то, что многие психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь Диму больше, чем меня!». Попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому.
Упражнение «Зато он…»
Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего сына (дочери), или нескольких детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой стороне листа – все его плюсы.
После того как участники тренинга выписали плюсы и минусы своих детей, они оглашают их следующим образом:
«Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т.д.
Далее участникам предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину.
Упражнение «Воспоминания»
Известный американский психолог, детский врач Бенджамин Спок, по книгам которого выросло целое поколение американцев 60-х годов, писал:
«В детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом. Со всем этим мне пришлось потом бороться всю жизнь». Став педиатром, Спок занялся изучением детской психологии. В ту пору самой популярной в Америке книгой на эту тему была книга «Психологический уход за ребенком» Джона Уотсона. Ознакомившись с доктриной Уотсона, Спок пришел в ужас: «Ни в коем случае не целуйте ребенка. Никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель», – наставлял родителей самый знаменитый психолог Америки. Его собственные сыновья, воспитанные таким образом, выросли психологически очень ранимыми людьми, а один и вовсе покончил с собой.
В 1946 году вышла в свет знаменитая книга Б. Спока об уходе за детьми. Главное, что сказал автор родителям: «Не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались ему, играли с ним. Когда вы показываете своему ребенку, что он самый чудесный малыш на свете, это питает его дух так же, как молоко – его тело».
Вопросы: • Как вы относитесь к словам Спока о том, что ребенку необходимо показывать свою любовь?
• Каков ваш жизненный опыт в отношениях с вашими родителями?
Упражнение «10 поступков» Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.
Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»
Упражнение «Собираем портфель наказов». Родителям предлагаются ситуации, которые они должны конструктивно разрешить сначала из позиции ребенка, а затем из позиции взрослого.
Ситуации:
ваш друг забрал у вас любимую ручку;
кто-то из друзей в саду вас обидно обозвал;
по пути в столовую вас больно толкнули;
порвали обложку вашей тетради;
во время рисования на вас случайно вылили воду с краской, но не извинились;
знакомый  попросил поделиться с ним булочкой, а вы не согласились, за это он вас ударил;
Упражнение «Озеро покоя» (на релаксацию).
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте поудобней, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Для того что вы в критических или стрессовых ситуациях умели себя сдерживать и управлять собой, можно использовать следующие упражнения для саморегуляции:
Первый прием самовоздействия -  управление дыханием
Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и  эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные средства воздействия на центры мозга. 
Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма. 
1.      «Геометрия дыхания».  В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным  же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.
3.     «Доброе утро». По оценке специалистов зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зевка мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зевок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус организма, создает импульс положительных эмоций. Для упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, как бы произнеся  низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела. Повышение эффективности зева способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая положительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.
4.     «Пламя свечи». Выполняется в любом удобном положении - стоя, сидя, лежа. Способствует быстрому снятию утомления, очищает кровь от токсинов, повышает сопротивляемость организма.
После полного вдоха выдох осуществляется небольшими порциями сквозь узкую щель между губами, внешне напоминая попытки погасить пламя свечи. Каждая последующая порция  должна быть меньше предыдущей. На первых порах число повторений не должно превышать трех, а в дальнейшем можно довести до десяти.
Эти упражнения полезны для расслабления после напряженной работы
Упражнение «Ёж».  Это упражнение направлено на разрядку негативных эмоциональных состояний и поддержанию бодрого настроения. Релаксация достигается через напряжение. Нужно напрячь, к примеру, кисти рук, а затем максимально их расслабить. Представьте себе ёжика, который скручивается и раскручивается. 
Упражнение –визуализация.         Визуализируйте (мысленно-представьте себе) конкретное место и представьте, что вы находитесь там. Это может быть любимое место отдыха или место, которое вы хотите посетить, или воображаемое место: мягкое, располагающее к отдыху и очень приятное место. Исследуйте его мысленно, изучите окружение. Если это на природе, почувствуйте тепло солнечных лучей, дуновение ветра. Замечайте запахи и звуки. Возможно, вы пожелаете посетить это место в будущем.
Упражнение «Стирание»
Мысленно представьте себе негативную ситуацию, которая не выходит у вас из готовы, или стрессовую ситуацию, которую вы не можете забыть. Затем представьте себе чистый лист бумаги. Мысленно нарисуйте себе это ситуацию в виде картины на этом листе бумаги. Затем медленно стирайте ее, до тех пор, пока она полностью не стерётся. Откройте глаза, затем обратно закройте. Снова представьте себе этот лист бумаги с нарисованной ситуацией. Если она полностью не стёрлась, стирайте ее до тех пор, пока она полностью не исчезнет с листа бумаги.
Просмотр видео-ролик о красоте природы. С целью зрительного и слухового расслабления.
Упражнение «Я хороший родитель потому что…». Родителям в круг предлагается произнести фразу «Я хороший родитель потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания ребенка.
На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнал», «Для меня важно… »Рефлексия. Обсуждение итогов тренинга. Что понравилось, что не понравилось. Предложения, пожелания.