Конспект урока биологии на тему: Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Клеточная мембрана. Лабораторная работа №1: «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». 9 класс. В.В.Пасечник.

Биология. 9 класс.
Учебное занятие № 14.
Дата: 18.10.2016 год
Тема. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Клеточная мембрана. Лабораторная работа №1: «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».
Цели: 1. Создать условия для продолжения развития у учащихся понятий о строении клеток; развивать понятия о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны.
2.Содействовать развитию у учащихся памяти, речи, мышления.
3. Воспитывать самостоятельность при выполнении лабораторной работы.
Оборудование: таблицы: «Строение клеточной мембраны», «Строение и функции органоидов клетки», компьютер, проектор, экран, презентация, микроскопы, готовые микропрепараты растительной и животной клеток.

Ход учебного занятия:

I этап. Организационный. Обеспечить нормальную обстановку для работы на учебном занятии.

II этап. Проверка домашнего задания.
1. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. (Ответ учащегося у доски.)
2. Основные положения клеточной теории. Значение создания клеточной теории для развития биологии. (Фронтальная беседа.)
3. Проверка выполнения заданий №44- 46, с. 21-22 в рабочей тетради.
4.Подготовка к ОГЭ: тестирование по теме: «Молекулярный уровень» (с.19-22).

III этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Постановка темы и цели учебного занятия.
Постановка проблемы: что Вы знаете о клетках? Что бы Вы хотели бы знать о клетках?

IV этап. Усвоение нового материала.
1. Современные представления о клетке как о сложно организованной биологической структуре. (Рассказ с элементами беседы. Презентация)
2. Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». ( Задание 41, с.19 в рабочей тетради.)

Ход работы:

1) Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных и животных клеток.
2) Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3) Сравните строение растительной и животной клеток. Опираясь на имеющиеся у вас знания.
4. Сделайте вывод.

3.Обсуждение результатов лабораторной работы.

Физминутка.

4. Цитоплазма клетки, ее строение и роль в клетке. (Объяснение с элементами беседы. Презентация)
5. Клеточная мембрана, ее строение и функционирование. Фагоцитоз. Пиноцитоз. (Объяснение с элементами беседы и использованием рисунков 18 и 19 учебника.)

V этап. Первичная проверка понимания.
1. Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с учебником с последующим обсуждением ее результатов, №53, с.24)
Строение и функции органоидов клетки

Основные органоиды
Особенности строения
Выполняемые функции

Цитоплазма
Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Содержит ядро и органоиды
Обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов. Выполняет транспортную функцию

Клеточная мембрана
Образована двойным слоем молекул липидов и молекулами белков. У растений снаружи покрыта слоем клетчатки

Защитная, обеспечивает форму клеток и их связь между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит продукты обмена. Осуществляет фагоцитоз и пиноцитоз

2. Ответы на вопросы учебника, с.45.
3. Выполнение в рабочей тетради заданий 47-50, с.22-23 с последующей проверкой (по вариантам).

VI этап. Информационный.
§2.2 «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана», ответить на вопросы в конце параграфа, №51,52 (с.23,24) по вариантам, ОГЭ:13.

VII этап. Подведение итогов и оценка учебного занятия. Оценить качество работы класса и отдельных учащихся. Общая оценка результатов учебного занятия.

VIII этап. Рефлексия. Что понравилось на учебном занятии? Что не понравилось?












13PAGE 15


13PAGE 14215