Программа внеурочной деятельности в 5 классе Мир под микроскопом


ПРОГРАММА МОДУЛЯ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ«МИР ПОД МИКРОСКОПОМ»
5 класс
Цель: раскрыть учащимся многообразие удивительного невидимого мира живого для формирования положительной мотивации к изучении биологии
Задачи:
Привить практические навыки при работе с биологическими приборам и инструментами
Формировать исследовательскую культуру на базе знаний о клеточном строении объектов природы
Уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы
Пояснительная записка
Как только начинает осознавать себя человек, он знакомится с миром живого. Все разнообразие живого мира изучает наука биология. Мир живых организмов огромен и существует миллиарды лет, они населяют моря, океаны, сушу, почву, находятся в других живых организмах, в том числе и в организме человека. Многие представители растений, животных, грибов достаточно больших размеров и можно невооруженным глазом рассмотреть и изучить внешнее строение отдельных особей. Внутреннее строение их можно рассмотреть частично, если не применять специальных приборов и аппаратов. Самые тонкие структуры видны только под микроскопом. Существует огромное количество существ, которые можно увидеть при помощи увеличительных приборов микроскопов: световых, электронных, цифровых. Изучение этого мира может стать не только увлекательным занятием, но и делом всей жизни. Человек зависит от растений, животных, грибов, бактерий: они дают нам пищу, волокна для изготовления одежды, лекарства, материалы для постройки жилища, топливо. Для учащихся 5 – го класса модуль «Мир под микроскопом» позволит сделать для себя массу открытий, не только работая с препаратами живой природы. Увлекательным может стать занятия по изучению кристаллов, структуры тканей и других объектов неживой природы, что позволит объединить познания в области естественных наук. Модуль «Мир под микроскопом» состоит из трех разделов: многообразие живого мира, практикум по изготовлению микропрепаратов, изучение структур неживой природы.
Планируемый результат модуля: возрастание практических навыков работы с измерительными и увеличительными приборами, формирование бережно отношения к природе и осознание роли микроскопических организмов в природе и жизни человека.
Содержание модуля «Мир под микроскопом»
5 класс
№ занятия Разделы Формы организации Количество часов
I. Многообразие живого мира. Царства живой природы 6
1 Знакомство с увеличительными приборами и работа с ними Лупа, микроскоп, степень увеличения, применение и правила работы с увеличительными приборами. Лабораторная работа 1
2 Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии, вирусы. Представители царств живой природы, которые нас окружают. Разнообразие живого. Экскурсия 1
3 Клетки. Клетки (животная, растительная, бактериальная, грибная), органоиды клетки, их функции. Запасные питательные вещества, кристаллы и включения в клетке. Какие бывают клетки, работа клеток. Жизнь клетки. Игра «Собери клетку» (растения, животного) 1
4
Ткани растений
Ткани животных Ткани растений (эпидермис, основная, проводящая, образовательная, механическая)
Ткани животных (эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная) Лабораторная работа с готовыми микропрепаратами 1
5 Мир в капле воды.
Одноклеточные организмы: сенная палочка, Эвглена зеленая, инфузория – туфелька и другие. Бактерии.
Мини - исследование Лабораторная работа-исследование. 1
6 Свойства Простейших существ. Выявление и наблюдение важного свойства живых организмов- раздражимости. Эксперименты с ярким светом, кристаллами поваренной соли, сахара, нашатырным спиртом и др1
II. Практикум по изготовлению микропрепаратов 7
7 Инструменты и материалы, необходимые для изучения микропрепаратов. Знакомство и правила пользования инструментами для приготовления микропрепаратов. Правила техники безопасности. Инструктаж. Практическая работа 1
8 Питательные среды. Реактивы. Приготовление питательных сред. Реактивы, используемые для окрашивания препаратов. Как и для чего окрашивают микропрепарат. Как сделать временный микропрепарат надолго. Разработка алгоритма по созданию микропрепаратов 1
9 – 10 Изготовление микропрепаратов Правила создания микропрепарата. Практикум по «Отработке техники изготовления препаратов, приготовлению питательных сред, окрашиванию препаратов». 2
11 – 12 Чем мы дышим? Исследование состава воздуха в классной комнате утром и по окончанию занятий, в магазине, на вокзале, в березовой роще, около дороги. Исследование, лабораторная работа 2
13 Проект «Влияние внешних условий на микроорганизмы» Зависимость жизнедеятельности организмов от условий среды, влажности, температуры, освещенности Защита проекта 1
III. Изучение структур неживой природы 4
14 Кристаллы природные и искусственные Рассмотрение кристаллов различных солей под микроскопом Практическая работа 1
15 Как растет кристалл Влияние температурного фактора на форму кристалла Исследование, лабораторная работа 1
16 Неживая природа под микроскопом Рассмотрение структуры некоторых материалов: тканей, бумаги, стекла, полимеров; отмерших частей организмов: перьев, волос, костей, листьев и т.дПрактическая работа1
17 Итоговое занятие Отработка навыков целеполагания, планирования, реализации и презентации Защита проекта 1
Итого 17
Литература
В.В.Аникиев, К.А. Лукомская. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. М. 1977
Н.А.Генкель. Физиология растений. М.1974
Д.А.Транковский. Практикум по анатомии растений. М. 1970
В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. открытые уроки по биологии ? – 9 классы. Волгоград. 2003
Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. 2011