Конспект познавательного занятия Тема: «Новогодние традиции народов Земли»


Педагогический проект
Тема: «Новый год на пороге»
Пояснительная записка
Ознакомление с окружающим в детском саду включает ознакомление с традициями семьи, малой родины, всей страны. Начиная с самого близкого окружения, дети познают, простые истинны: развития, зависимости, строения предметов окружающей их действительности.
Приближается самый любимый всеми праздник Новый год. И актуальной становится тема истории праздника, его традиций и, конечно же, эмоциональный настрой.
Ведь Новый год в первую очередь семейный праздник, но его отмечают всем народом, всей страной. Знание традиций своей семьи, своей страны очень важно для маленького человечка начинающего свой путь в этом большом и неизведанном, для него мире.
Поэтому и возник, был создан, разработан и реализован данный проект.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки проведения: декабрь 2016.
Цель: расширить представления о традициях и символах празднования Нового года и способствовать установлению положительного эмоционального настроя.
Задачи:
-продолжать формировать представлений о традициях и символах празднования Нового года;
-способствовать развитию творческих способностей воспитанников и их родителей;
- создать условия для создания положительного эмоционального настроя.
Узнать, что первыми на Земном шаре встречают Новый год жители островов архипелага Фиджи, состоящего из трехсот двенадцати островов, часть которых необитаема, Об обычае встречать, Новый год в ночь на первое января на Руси введен в 1700 году. До этого Новый год встречали 1 сентября.
О том, что нигде в мире Новый год не отмечают так часто, как на индонезийском острове Бали. И что главный атрибутом признан разноцветный рис, из которого пекут двухметровые лепешки, а из них делают колонны в дар богам. Вьетнамцы в новогоднюю ночь дарят родным и друзьям цветущие веточки дерева персика и маленькие мандариновые деревца с плодами. А в Италии выбрасывают старые вещи. И о том, что у нас в России, новогодним весельем мы во многом обязаны Петру 1 И что к американским и английским детям приходит - Санта Клаус, а к татарским детям приходит – Кыш Бабай. Ребята смогли благодаря НОД «Новогодние традиции Земли». В рамках проекта дети смогли проявить свои творческие способности в создании сказочного персонажа Бабы Яги. Так же воспитанники попробовали свои силы в передачи пушистости ветвей нашего символа – елочки, используя нетрадиционные техники рисования. При работе использовался поролоновый тампон. С большим интересом дети рисовали «Узор на окне» используя корректирующую жидкость.
Много разных стран, семей имеющих свои традиции и сложившиеся устои. Каждая семья, страна это особенный уникальный мир. Нет, и не может быть семей похожих друг на друга, не может существовать единых традиций, рецептов, штампов. Ребята делились этим со сверстниками в беседах, в сюжетно ролевых играх. Были прочитаны художественные и публицистические произведения, дети познакомились с песнями и стихами. Радостно и с интересом прошла экскурсия на украшенную площадь. Дети не только познакомились с убранством главной красавицы села, порадовались катаниям с горки, но и по дороге повторили и закрепили знания правил безопасности на дороге, на горке и т. д.
Совместно с детьми начала собирать новогодние открытки и вскоре интерес привлек сотрудников ДОУ и родителей. Нам несли открытки разных времен.
На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности и времени вне ее: игр, прогулок, наблюдения, экскурсии и других видов деятельности, связанных с темой проекта, было тщательно продумано и организация в группе окружающей среды, таким образом, чтобы она являлась «фоном» к познавательной деятельности. Например, работая над проектом, в книжном уголке были выставлены яркие книги соответствующей тематики. В игровом уголке систематизированы игры и атрибуты. На стене групповой комнаты и в приемной нашли свое место плакаты, елочные украшения сделанные руками педагога, детей и родителей.
Для родителей был проведен мастер класс «Рукотворный Новый год» Родители научились делать своими руками небольшие сувениры, оформлять подарки. Весь месяц работала папка - консультаций «Новый год на пороге»
Большую работу провели и родители в ходе реализации проекта. Они занимались изготовлением костюмов, атрибутов, украшений. Участвовали в подготовке и проведении новогоднего праздника, закупали подарки. А так же родителей и родственники были подключены к оформлению участка, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Были сооружены снежные постройки. Последний этап проекта — новогодний праздник, на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма подведения итога проекта была яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого.Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в будущем успешному обучению детей в школе.
В ходе работы над проектом была достигнута поставленная цель, решены задачи. Дети и родители получили, и пополни знания о традициях празднования, о символах нового года, а так же поделились своим опытом, рассказали о своих семейных традициях.