Конспект учебного занятия Конструирование из конуса. Изготовление хакасской куклы (10-12 лет)


Конспект учебного занятия
Тема «Конструирование из конуса. Изготовление хакасской куклы»
Оформление учебного класса:
Приветствия на разных языках (Исэнмесез! Здравствуйте! Хаумыхыгыз, дустар! Арумы сез, карендэшлэр! Авани, тус! Салам! Hellow!)
Плакат «Наша Хакасия дружбой славится, нам в Хакасии очень нравится!»
Оборудование:
для педагога: мультимедийная аппаратура, электронные презентации «Одежды разных народов», «Национальная одежда хакасов», «Технология изготовления хакасской куклы на основе конуса», образец изделия для демонстрации, развертки корпуса изделия, шаблон платья, заранее изготовленные фишки и сердечки - для подведения итогов занятия.
для обучающихся: клей, ножницы, картон белый, картон цветной, цветная бумага, фломастеры, карандаши цветные, для оформления изделия паетки, фольга, журналы для вырезки.
Тип занятия: отработка умений и навыков
Цели:
- повторение понятия «форма конус»;
- обучить технологии изготовления хакасской куклы на основе конуса;
- развивать творческое мышление и воображение;
- содействовать воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, Родине, традициям, многонациональной культуре.
Методы обучения: рассказ - показ, игра, беседа, практическая работа.
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Рабочий афоризм: Если есть терпение, то будет и умение.
Ход занятия
I. Вводная часть
1.Приветствие
2.Организация рабочего места
II. Основная часть
(Педагог зачитывает стихотворение)
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
(П. Воронько)
- Для каждого человека самая милая сердцу та земля, где он родился, где живет.
- Как называется наша республика? (республика Хакасия)
- Как называется столица республики Хакасия? (город Абакан)
- Сколько национальностей проживает в Хакасии? (В Хакасии проживает более 100 национальностей).
Чтобы ещё сильнее любить нашу Родину, надо обязательно знать, кто живёт в нашей республике. Кого в Хакасии считают коренными жителями? (хакасов)
Звучит хакасская песня. Под ее звуки педагог начинает свое выступление:
- Необозримые степи, горные реки, древние курганы, дивной красоты таежные дали – все это Хакасия. Представьте себе, что вы пришли в музей национальной одежды разных народов. Вот традиционная одежда русских, а это – поляков, украинский народный костюм (на экране мультимедиа идет презентация одежды разных народов). Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с национальной одеждой хакасов (идет показ национальной одежды из электронной презентации «Национальная одежда хакасов»).
- Женское хакасское платье длинное, широкое.
- А знаете, дети, почему платье носили широкое? (ответы) Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т.е. ездили верхом на лошади.
- Посмотрите на рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. (Показ слайда) А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.
- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? (пого). Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? (ответы). Пого делали из бисера и пуговиц.
- Вот мы и рассмотрели с вами хакасскую национальную одежду хакасской женщины.
III. Выполнение практической работы
1. Подготовка к практической работе
- Мы уже ранее встречались с формой конуса (у конуса одна сторона бумажного листа собрана в узкий конец, а вторая – расширена).
- Какие поделки мы уже изготавливали на конусе? (кукла в русском народном костюме).
- На основе конуса мы изготовим вот такую куклу в хакасской национальной одежде (демонстрация куклы из бумаги).
- Кукла, которую мы будем сегодня делать, состоит, из двух основных деталей. Главная часть такой куклы, конечно же, корпус-туловище в форме конуса и платье – вырезается из цветного картона и наклеивается к корпусу (электронная презентация «Технология изготовления хакасской куклы»).
2. Повторение правил техники безопасности работы с ножницами, клеем
3. Выполнение практической работы.
Обучающиеся переводят развертку корпуса из белого картона, сворачивают в виде конуса. По шаблону переводят платье из цветного картона и наклеивают на корпус (приложение).
Физкультминутка.
Я иду и ты идешь
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
4.Художественное оформление изделия.
Оформите платье куклы:
- продумайте оформление манжет, надплечников, воротника, пого (из цветной бумаги, журналов, паетки для украшения пого).
Оформите голову куклы:
- продумайте оформление платка, волос, нарисуйте лицо.
IV. Итог занятия
Мини - выставка поделок. Оценка работ методом игры с фишками (возле каждой работы ставятся стаканчики, каждый обучающийся бросает фишку в тот стаканчик, который стоит возле понравившейся работы. Работы набравшие большее число фишек считаются самыми лучшими).
- Напишите на ваших сердечках, чему вы научились сегодня на занятии, что узнали нового.
 В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина "Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
V. Уборка рабочего места
Все обрезки бумаги убрать со столов в мусорное ведро.

Используемая литература:
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 3 класс. – М.:ВАКО, 2008.-256с.
- http://krokotak.com/2010/02/zyumbyuli-ot-hartiya/- http://www.toybytoy.com/doll/Dolls_in_national_costumes_43