Исследовательская работа Образ кургана в русской и хакасской поэзии

.2


Глава 1. Что такое курган? .....3


Хакасия-страна курганов....5


Глава 2. Образ кургана в хакасской поэзии...7


Глава 3. Образ кургана в русской поэзии...10

Заключение...12

Список литературы 13


























Введение.

Актуальность и степень изученности темы. В настоящее время образ кургана часто встречается в поэзии. Рассмотрев, этот образ в стихотворениях можем понять и прочувствовать его духовную значимость для общества. Так В. Тендряков отмечает, что прошлое сидит в нас, оно наше плоть и наш дух, без него нас нет. Данная тема «Образ курганов в хакасской и русской поэзии» в наше время широко не изучена. По этой теме нет отдельных монографических работ и статей. При написании работы использовались работы следующих авторов: В Карамашевой (Творчество хакасских писателей в школе), А. Кошелевой (Поэтическое слово Сибири), Н. Л. Кольчиковой (Роль традиционного мировоззрения в становлении хакасской литературы), в которых данная тема рассмотрена лишь частично.

Объектом исследования является хакасская и русская поэзия.

Предмет – образ кургана в литературе и в стихах русских и хакасских поэтов

Цель работы – исследование образа кургана.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение и происхождение кургана.
2. Определить роль кургана в мировоззрении хакасов.
2. Рассмотреть образ кургана в литературе.
3. Исследовать образ кургана в стихах хакасских и русских поэтов






Глава 1. Что такое курган?
Определение и происхождение кургана.
Курган – это насыпь над древней могилой, иногда – занесённый землёй развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных). Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (IV - III тыс. до н. э.) в каспийско-черноморских степях (курганы древнеямной культуры), в Предкавказье (курганы майкопской культуры) и Закавказье. Во 2-й половине III тыс. до н. э. курганы распространились в Малой Азии, на Балканах, в Центральной Европе. Позднее курганы получили распространение на всех континентах (кроме Австралии). В Восточной и Северной Европе и Центральной Азии курганы сооружали до позднего средневековья. Курганы обычно полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры курганов различны: высота от 0,3 - 0,6 м. при диаметре 3 - 4 м. до 20 и более метров высота при диаметре свыше 100 м. Т. н. длинные курганы имеют вид вытянутых насыпей, выраставших по мере захоронения умерших членов одного родового коллектива. Курганы насыпали и над вырытыми в земле могилами, и над захоронениями, произведёнными на поверхности земли. Могилы под курганами имеют различное устройство: склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью, кроме могил, бывают дополнительные сооружения – оградки из камней, каменные, кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпки кургана, или в другом месте, а под курганом хоронили сожжённый прах. Известны курганы, насыпанные над большими родовыми кладбищами с расположением могил концентрическими кругами, рядами и т. д. Кроме основных погребений, в насыпях встречаются т. н. впускные захоронения, произведённые позднее. Иногда каждое последующее захоронение сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту кургана. В насыпях курганов находят остатки тризны (поминок): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу помещали различную утварь, пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью хоронили коней, рабов и жён покойного. Курганы бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда включающими до 3000 насыпей (например, Гнёздовские курганы). С ростом имущественного расслоения увеличивалась разница между богатыми и бедными погребениями. Особенно отличаются своими размерами и богатством курганы племенных вождей середины и конца I тыс. до н. э. в степях Европейской части России (у скифов, меотов), Южной Сибири и Монголии. На Руси у городского населения обычай захоронения в курганы прекратился с введением христианства, однако сельское население продолжало хоронить умерших по старому, языческому обряду до XIV в.


















Хакасия – страна курганов.
Хакасия насчитывает около 30 тыс. памятников исторической культуры.
Самые удивительные сооружения Хакасии - древние курганы, до сих пор хранящие свои тайны. Оказавшись в степи, обращаешь внимание на многочисленные вертикально стоящие камни. Они рассыпаны по всей степи, большие и маленькие, разных оттенков, наклонившиеся и прямые, врытые вокруг земляных ковыльных холмов оградой, либо уложенные рядами, кругами или совсем одинокие в степи. Поверхность многих камней испещрена древними надписями и рисунками вперемешку с лишайниками. Они стоят столетия и повидали многое
Еще в 18 веке побывавший в Хакасии с экспедицией немецкий археолог и этнограф Герхард Фридрих Миллер записал в своем дневнике: «Особого удивления достойны камни, которыми обложены некоторые погребения». Самые ранние погребения были одиночными, позже появились крупные коллективные захоронения. Из всех подобных сооружений Хакасии лучше всего изучен Большой Салбыкский курган, крупнейший в Сибири. Его соорудили примерно в 5-4 веках до нашей эры. Высота достигала 30 метров. По углам расположены 2-3 стелы, высотой по 6 метров.
В кургане находило отражение представления людей об устройстве мироздания: земляная насыпь могла символизировать священную гору, находящееся в центре Мира и связующую Небо и Землю, оградки (круг или квадрат) – модель земли и могилы –подземное царство. Для хакасов курганы являются сакральным местом, которое нельзя беспокоить. Издревле и сейчас хакасы им поклоняются. Древние курганы –неотъемлемая часть природно-исторического ландшафта степных и лесостепных районов Хакасии, оказывающих мировоззренческое и эстетическое воздействие.



Глава 2. Образ курганов в хакасской поэзии.

Образ кургана волновал многих поэтов и писателей Хакасии. И это неудивительно, курганы – «это как загадка египетских пирамид», которая еще не разгадана, ее тайная связь с прошлым манит и притягивает к себе до сих пор. Образ кургана воспет многими хакасскими поэтами такими, как В. Майнашев, В. Татарова, А. Топанова, Н. Ахпашевой.
Образ кургана появляется во многих стихотворениях Майнашева и тут неповторим:  образ курганов в его поэзии символизирует связь времен и размывает их границы, помогая творческому воображению поэта обращаться в прошлое или будущее.
Стоят курганы молчаливо
И богородская трава
Так  чем-то замогильным
И вот кружится голова
И я почувствую потерянность
И вдруг увижу жуткий сон
Как будто бы машиной времени
Бог весть куда я заселён
Вокруг меня чужие люди –
Идут иные времена
И что с того, что в небе будут
И то же солнце и луна
Уже в следующем стихотворении «О Вечности» В. Майнашев философствует о загробной жизни:
Пусть будет так. Но я восстану
Через века в лучах зари,
Я поднимусь из-под кургана
На крыльях вечности парить.
Стремится понять смысл человеческого существования, место современного человека в жизни, и опять эта связь осознается посредством образа кургана.
В стихотворении В. Татаровой « Да, мы оттуда» курганы представились как загадочные и необычные существа, которые несут связь с прошлым, как будто курганы -это прародители, которые стояли у наших истоков:
Да. мы оттуда
Да, мы оттуда. Из веков,
Что сумраком курганным затаились.
Там кони гулким цокотом подков
У горизонта растворились.
Уже в следующем стихотворении «Молитва Иней тас» курганы – это камни с « душой», которые видели и пережили многое: войны, кровь и боль людей. Именно к ним обращается поэт, чтобы соразмерить с ними свою боль:
Как измерить мне боль
Уходящего дня
В негасимых
Курганах столетий,
Чтобы сердце народа
Болело во мне и меня
Называли поэтом.
В произведении «Колчан» курган представлен как памятный камень степи, где покоятся могилы многих воинов и героев.
Лечу ли птицей над миром тленным,
Расту ли травой у курганных могил,
Не умевший жить в степях моих пленных,
Я свободным в степях моих жил.
А. Топанов в стихотворении «Песня о степи» рисует яркий образ кургана, который символизирует неделимую нить с Родиной, с ее необъятными степями:
Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне.
Где в цветах курган,
Где струится Абакан
По раздольной стороне.
Курган здесь такой веселый, радостный, яркий, читая эти строки, на душе становиться так светло. Курган он так родим.
В стихотворении «Земля ждала..» Н. Ахпашевой курган предстает как часть живой природы, который оживает и дышит:
Земля ждала обильного дождя.
Березы жалкой худенькие плетни,
Серебряные космы ковыля
Вдруг перестал терзать горячий ветер.
Потяжелели влагой веки туч.
Курганов грудь предчувствием дышала.
Таким образом, в хакасской поэзии курган представлен в различных образах:
Памятная могила (В.Татарова «Колчан»)
Образ Родины (В. Майнашев, А.Топанов «Песня о степи)
Часть живой природы (Н.Ахпашева «Земля ждала»)
Образ богини-прародительницы ( В. Татарова «Да. Мы оттуда», «Молитва Иней тас»)
Образ прошлого (В Майнашев «Иду один.Луна в ущелье»)





























ГЛАВА 3. Образ кургана в русской поэзии.
Образ кургана появляется и в русской поэзии. Он был воспет в стихах таких поэтов, как М.Цветаева, В.Хлебникова,А. Толстой , М. Волошина, А.Ахматова.
Таинственно и загадочно он предстает в стихотворении Ахматовой «Из-под смертного свода кургана»:
Из-под смертного свода кургана
Вышла, может быть, чтобы опять
Поздней ночью иль утром рано
Под зеленой луной волховать.
В данном случае образ кургана – это кладбище, в котором были похоронены разные люди, от крестьян до шаманов. Здесь вырисовывается образ шамана, который каждый раз встает «из-под смертного свода кургана» и продолжает «волховать».
В произведении Велимира Хлебникова «Курган» на передний план выходит славный воин, который, воевав за родину, отдает свою жизнь:
Курганный воин умирая,
Сжимал железный лик еврея.
Вокруг земля, свист суслика, нора и-
Курганный день течет скорее.
Так курган приобретает образ воина.
В стихотворении «Венера» Марины Цветаевой также появляется образ кургана, который ассоциируется со свободой:
Он недаром смотрит в небо!
По душе ему курган,
Воля, поле. Даль без меры
Так курган сливается с безграничной, широкой степью и символизирует собой свободу духа:

Он рожден в лучах Венеры
Голубой звезды цыган.
В стихотворении А. Толстого «Курган» перед нами предстает всеми забытый курган:
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки зарыт.
Под этим курганом был похоронен богатырь, который не смотря на свои подвиги был забыт:
А витязя славное имя
До наших времен не дошло.
Кто был он? Венцами какими
Свое он украсил чело?
Этим стихотворением А.Толстой словно призывает не забывать героев, похороненных под этими курганами.
В произведении «Россия (Истоки)» А. Волошин рисует образ курганов как хранителей истории:
История утаена в курганах,
Записана в зазубринах мечей,
Задушена полынью и бураньяном,
Зашептана в распевах пастухов.
Итак, курган в русской поэзии предстает в следующих образах:
1)Памятная могила( А. Толстой «Курган», А.Ахматова «Из-под смертного свода кургана»)
2) Образ воина (В.Хлебников «Курган»)
3) Образ свободы (М. Цветаева «Венера»)
4) хранители истории ( А. Волошина «Россия»)





Заключение.

Рассмотрев образ кургана, мы видим его разнообразие, многоликость, каждый поэт по-своему его отождествляет:

Образ кургана в русской поэзии:
Образ кургана в хакасской поэзии

1)Памятная могила(А.Толстой «Курган»,
2) Образ воина (В.Хлебников «Курган»)
3) Образ свободы (М. Цветаева «Венера»)
4)Хранители истории (А.Волошина «Россия»)
1) Памятная могила (В.Татарова «Колчан»)
2)Образ Родины (А.Топанов «Песня о степи)
3)Часть живой природы (Н.Ахпашева «Земля ждала»)
4)Образ богини-прародительницы (В. Татарова «Да. Мы оттуда»,
5)Образ прошлого (В.Майнашев «Стоят курганы молчаливо»)

Во многом видим эти образы перекликаются. Однако более родной этот образ является для хакасской поэзии, где он тесно переплетается с образом Родины. Курган является важным духовным центром в хакасской литературе. Ведь он для нас и наше великое прошлое, и наша гордость, и наше величие.









Литература
1.Валерий Майнашев. Крашеные ковыли:Стихи и поэмы.-Абакан, 1995.
2.В.К. Татарова Брусника на ладони. Сб. стихов.- Абакан,1995
3.Н. Ахпашева. «Я думаю о тебе».Сб. –Красноярск,1990.
4. История хакасской литературы.-Абакан, 2011.
5. В. Карамашева.Творчество хакасских писателей в школе.-Абакан, 1995
6.А.Л. Кошелева. Поэтическое слово Сибири.-Абкан.-1996.
7.Энциклопедия Р.Х.: В.2т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин.-К.2007.
8. Интернет ресурсы: 1.ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература»
2. Philologi/ru/- Русская литература.



















Приложение №1

Ермилова Юлия , 6 «Г»
Стоят в степи Салбыкские курганы,
И украшают Сундуки наш край.
А где-то вдалеке играют бубнами шаманы.
Хакасский край похож на настоящий рай.

Страна языческих богов,
Где в ожерельи горной цепи,
Сотни озер бескрайней степи
Поют о вечности без слов.

Здесь правит ветер и покой,
И каждом камне тайна скрыта.
Здесь мертвой и живой водой
Как будто каждый шаг пропитан.

Угдыжекова Екатерина , 6 «г»

Древние курганы на земле стоят,
Древние курганы плачут и стоят.
В разных местах на этой планете,
Знают, что было на всем белом свете.

Вечные курганы знают наперед.
Что-то очень важное, что произойдет
Вечные курганы в душах своих хранят.


Идимешева Валерия 8 «Б»
Кяргеннер.
Чоба
·нын кирегчізі кяргеннер
Амыр чазыда турчалар.
Хада
·дад
·ы алыптар чіли,
Ада чир-суубысты хайраллапчалар.


Обаалар.
Обаалар кцрген чоба
·лар
Піске чухпазын хачан даа!
Ам
·ы цсчеткен тцл
Кяргенні аарлазын чуртаста!

Кольчиков Карим 5 «а» класс
Хуртуйах тас
Хуртуйах тас –сіліг тас!
Ічемге тццй сіліг.
Улу
· Хуртайах тас
Кізілерге полсчазын
Пір ле чирде турчазын
Прайзына часкаа сыйлапчазын.
Тормозакова Аделина, 5 «А» класс
Хуртайах тас, хуртуйах тас!
Син часка піске а
·ылчазын
Хуртайах тас, хуртуйах тас!
Син чох мині полбасчых


Брондукова Луиза , 8 «Б»

Хранят века загадки безмолвные курганы,
Бьют в бубны у костров мудрые шаманы.
Звучит в ночи чарующе в руках хайджи чатхан,
Расскажут они нам о былых временах.

Колмыкова Яна, 8 «б»
Стоит молчаливо одинокий курган
Сколько бед пережил он на своем веку,
Сколько слез вылил он на сухую траву.
Никто не сможет нам сказать,
Но перед нами стоек всегда
Так будем благодарны ему
За отвагу и честь прошлых лет.


Чанкова Айима, 5 «а» класс

Хуртуйах тас, ты только наш!
Ты счастье и добро людям приносишь
Ты всегда был рядом с нами
И защищал нас своим дыханьем.




















13PAGE 15


13PAGE 141115