Михаил Афанасьевич Фролов — поэт-певец макеевского края


Донецкая классическая гуманитарная гимназия
Методическая разработка урока
по литературе родного края
«МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ ФРОЛОВ –
ПОЭТ-ПЕВЕЦ МАКЕЕВСКОГО КРАЯ»
для обучающихся в 8 классе
Комбинированный урок
Автор разработки
учитель русского языка и литературы
Чаленко Ольга Витальевна
Донецк
2016
Аннотация к методической разработке урока
по литературе родного края
Данный урок предназначен для обучающихся 8 класса.
Тема урока «Михаил Афанасьевич Фролов – поэт-певец макеевского края».
Актуальность изучаемой на занятии темы соответствует веяниям сегодняшнего дня: включение часов на изучение литературы родного края в общеобразовательную программу; повышениеи возрождение у подрастающего поколения интереса к истории родного края, его выдающимся деятелям, в том числе поэтам и писателям.
Объект изучения - жизнь макеевского автора как подвиг и его творчество как образец истинного патриотизма. Таким образом, новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний.
Мотивация изучения данной темы обеспечивается за счет комбинированной формы проведения занятия, применения ИКТ, использования различных видов заданий, привлечения исторического материала.
Приоритетная цель на уроке применение полученных знаний, отработка умений, решение творческих задач.
Класс – 8
Предмет – литература родного края
Тема. Михаил Афанасьевич Фролов – поэт-певец макеевского края.
Цели и задачи урока: знакомство с жизнью и творчеством макеевского поэта; углубление в содержание его стихов, рассмотрение основных тем и особенностей его поэзии; развитие умений учащихся ориентироваться в прочитанном и анализировать лирические произведения; формирование эстетических вкусов школьников, воспитание в них духовности, человечности, любви родному краю.Оборудование: тексты стихотворений, план анализа лирического произведения, презентация «ЛРК и М.А. Фролов».
Тип урока – комбинированный.
Если человек не любит старые дома, старые улицы, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- значит, он равнодушен к своей стране.
Д.С. Лихачев
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и целей урока.
Слово учителя. Потребность человека в познании своей земли, истории родного края, выдающихся людей, живущих на этой территории, давным-давно описана краеведами. Именно литературное краеведение занимается исследованием биографии писателей, их творчества, как оно отразило в себе любовь к родной земле, ее историю. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы думаете, какое слово в высказывании Дмитрия Сергеевича самое страшное? (Равнодушие) Почему?
Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из жизни макеевского поэта – Михаила Афанасьевича Фролова, познакомимся с основными темами его стихотворений, проанализируем некоторые из них и, самое главное, по-новому взглянем на родные просторы – более внимательно и трепетно.
3. Работа по теме.
1) Слово учителя о М.А. Фролове.
Дата рождения: 01.10.1907 год.
Место рождения – г. Короча, Курская область.
Город, с которым связана большая и лучшая часть жизни – г. Макеевка.
Профессии и призвания – рабочий фабрики, журналист, поэт, депутат, руководитель литературного объединения.
Литературный дебют – стихотворения в газете «Диктатура труда».
Сотрудничество с другими изданиями - газетой «Домна», журналом «Забой».
Сквозная темараннего периода творчества – любовь к труду, естественная потребность человека работать.
Первая книга - "Золотые руки", 1947 году.
Сборники - "Счастье", "Максим Гора", "Утро в моей стране", "Поэмы о Донбассе", "Донецкая книга", "Зрелость", "Огненная купель", "Незакатанное солнце", "Богатство", "Здравница". Новаторство поэта - одним из первых в Донбассе М. Фролов обратился к жанру поэмы. Особое признание заслужила поэма "Максим Гора", отобразившая героический труд шахтера.
Михаил Фролов стал первым макеевчанином, которому было присвоено звание Почетного гражданина города (1972 г.).
 
2) Микрофон «Что вы знаете о М. Фролове?».
3) Выразительное чтение стихотворений (приложение 1) и заполнение таблицы «Основные темы в поэзии М.А. Фролова». В итоге должно получиться следующее:
№ Тема Цитата Стихотворение
1. Труд человека «…Вообще же наша молодежь
Счастлива главнейшею наградой:
Честью быть ударною бригадой…» «Под клики журавлей»
«…Юнец, работой увлечен,
Машину вел без торможенья,
Как будто с этим делом он
Знаком еще со дня рожденья…» «Испытание»
2. Родина – малая и большая «…Решил, верша дальнейший путь,
В мою Корочу заглянуть…» «Корочанка»
«…Мне жить бы в Индии
с моею
Любовью к солнечности рек,
А я восторженно немею,
Ловя ладонью первый снег…» «Зимние мотивы»
3. Исторические были и легенды «…Нежданным смехом грянул Пётр.
Отвесил шуточный поклон –
Ведь шуткой чести не уронишь.
А утром, свитой окружён,
Подался дальше: на Воронеж» «Корочанка»
«…В злобной петле одного аркана–
Золотая Марьина коса
И непокорённого Ивана
Синие-пресиние глаза…» «Иван-да-Марья»
4. Любовь и дружба «…Я приближаюсь к дому твоему,
Подобное приветливому взору,
глядит окно свечением во тьму…» «Заветное окно»
5. Единство с народом «А я?
Да что там «я»!
Смешно
Не быть
С народом
Заодно» «Зимние мотивы»
 4) Анализ стихотворения «Я ищу тебя по свету…» (приложение 2)
- Кому посвящено данное стихотворение? Есть ли у данного поэта стихотворения с подобным сюжетом? (Стихотворение посвящено «босоножке», незнакомке, с которой когда-то встретился лирический герой).
- Назовите тему и основную мысль стихотворения. (Любовная тема.Мысль – человек должен бороться за свое счастье, иначе оно может пройти мимо).
- Какие события могли послужить созданию этого стихотворения?
- Каким чувством, настроением проникнуто данное произведение? (Грусть, разочарование собственным бессилием).
 - Каким вы представляете себе лирического героя?
- Из скольких строф состоит стихотворение? Какова его композиция?
- Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли?
- Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод?
- Укажите размер и рифму лирического произведения.
- Какая лексика преобладает в стихотворении? (Речь обыденная, народная).
-Какие тропы и фигуры использует автор в тексте? (Зорька – сравнение, «нескладною судьбою» – метафора, риторические вопросы, повторы и др.).
 - К какому жанру можно отнести стихотворение «Я ищу тебя по сету»? (Элегия).
4. Закрепление умений и навыков. Лингвосенсорный анализ стихотворения «Зимние мотивы» (1) и заполнение таблицы учащимися.
№ строфы Зрительные образы Слуховые образы Тактильные образы Тропы/фигуры Мысли/чувства лирического героя
1 «…с дерев
листва осыплется резная…» Метафора, эпитет «жаль»
2 «Порхал сегодня первый снег!»
«жесткость ветра» Метафора, эпитет
метафора Восхищение – «серебряно и щедро»;
«не по душе»
3 «Снежинки, падая без счета…» «На лицах оставляли след,Как нежное касанье чье-то…» Сравнение Приятно, когда падают на лицо снежинки.
4 «…над желтою осокой
Играет солнце в белой мгле…» Эпитет
Оцицетворение«Скучнее стало б на земле»
Вывод: лирический герой воспевает зимние красоты родного края, не смотря на то, что теплое время года ближе и больше по душе. Автор прибегает к различным эпитетам, метафорам, сравнениям, чтобы показать всю прелесть снега и снежинок. Именно здесь просматривается любовь и восторг от увиденного пейзажа.
5. Подведение итогов.
1) Задание: составить синквейны (приложение 3) о макеевском поэте и главном герое стихотворения «Испытание». Пример:
Парнишка
трудолюбивый, живой
вкалывает, потеет, взрослеет
Сияют гордостью глаза
герой
2) Закончите фразы (рефлексия):
На уроке я познакомился с …
Для меня стало открытием то, что …
Мне очень понравилось то, как …
Я понял, что …
Подводя итог, хочу сказать …
6. Домашнее задание.
1) Сделать письменный анализ стихотворения «Испытание».
2) Подготовить иллюстрации к стихотворению «Зимние мотивы».
 Приложение 1. Тексты стихотворений
Под клики журавлей
То заморосит капелью редкой,
То опять просторы тех земель
Замеряет солнечной рулеткой
Ежегодный новосел – Апрель.
Казахстан. У цели перелета
Журавли курлычут о своем…
И манит улыбкою кого-то
Девушка за тракторным рулем.
Ждет кого-то, а кого – не знаю.
Ой, рванусь, как видно, в облака,
Полечу я к зорям Кустаная,
К синеве далекого дымка!
Девушка поет на пашне где-то…
Неизвестно, будет ли она –
Молодая новоселка эта –
Орденом за труд награждена.
Если можно, Родина, - порадуй…
Вообще же наша молодежь
Счастлива главнейшею наградой:
Честью быть ударною бригадой,
Из героев состоящих сплошь.
Потому и хочется любому
В трубных кликах поздних журавлей
Трактор свой водить по чернозему
Никогда не паханых полей.
Ой, вы ночи с синеватым мраком,
Зорь степных расплавленная медь!..
Всем, кому сегодня сорок с гаком,
Я бы не советовал стареть.
Не хочу и сам я с ветки наземь
Падать вроде желтого листа,
В трубных кликах журавлей согласенЖить, по крайней мере, лет до ста.
При одном условии, однако,
Чтоб в душе – усталости ни знака,
Чтоб вовеки руки не повисли
Пересохшим в засуху быльём…
Вот какие вызывает мысли
Девушка за тракторным рулем.
  
Иван-да-Марья
Городище близ текущих вод.
Звон сполошный. Пламя в небосвод.
Басурманы, падкие к разбою,
Чёрной бурей налетели вдруг.
Взял Иван любовь свою с собою
И помчался к лесу через луг.
На лугу – то сини, то желты –
Распестрелись празднично цветы.
Но и тут преграждена дорога.
- Нет, наверно, счастья на роду!
Погодика-ка, Марьюшка, немного:
Напоследок душу отведу…
Уложил ордынцев с полдесятка
Тяжким, словно молот, кулаком.
- А теперь обнимемся, касатка,
Сердце к сердцу – так вот и умрём…
В злобной петле одного аркана –
Золотая Марьина коса
И непокорённого Ивана
Синие-пресиние глаза.
И пошла, пошла молва страною,
Что цветы, воздав достойно им,
Золото сроднили с синевою,
Став с тех пор соцветьем луговым.
 
Испытание
Тянулась вруба полоса,
Урчал мотор без передышки,
От удовольствия глаза
Так и сверкали у парнишки.
Инструктор, молодой и сам,
Не верил собственным глазам:
Юнец, работой увлечен,
Машину вел без торможенья,
Как будто с этим делом он
Знаком еще со дня рожденья.
А был ведь все-таки не прост
Шахтарчука житейский рост!
С машиной, правда, труд – не тот,
Нет, не такой, как встарь когда-то!
И пот – не столь обилен пот!
Но кровля – так же низковато…
Плясун, живой всегда, как ртуть,
В начале практики горняцкой,
Спины не в силах разогнуть,
На время раздружился с пляской.
Покряхтывал, бывало, тут
Пот, отирая рукавами, -
Но разве только легкий труд
Мы полюбить способны с вами?
И разве счастье наше в том,
Чтоб век обмахиваться веткой,
Чтоб, лежа в роще под кустом,
Дымить все лето сигареткой?
Пусть кто угодно так живет,
А он решил шагать вперед!..
Иные сверстники его
Домой сбежали из Донбасса,
А он – освоил мастерство
Добычи черного алмаза.
Инструктор, молодой и сам,
Не верил собственным глазам:
Тянулась вруба полоса,
Мотор урчал без передышки,
Сияли гордостью глаза
У повзрослевшего парнишки.
Корочанка   Быль
Отрокотал Полтавский бой,
Штандарты Карловы померкли.
Петру, довольному собой,
К востоку двигаться – на верфи.
Дней пять у Меньшикова: блеск,
Гульба в Борисовском поместье.
Там слушал Ворсклы струйный плеск
До славословья (не без лести).
Решил, верша дальнейший путь,
В мою Корочу заглянуть.
Был званный пир… На том пиру
Незваный тоже мог упиться…
Здесь по душе пришлась Петру
Зело приглядная девица.
При всех впился в её уста…
Взгляд, кинув яростный на доку,
Ему ладошкой хлёсткой та
Ожгла не по-девичьи щёку.
Пётр, озадаченный всерьёз,
Подумал: «Умница иль дура?»
- Я ж царь,- негромко произнёс,
На корочанку глядя хмуро.
Оправив платье на груди,
Сказала внятно, без опаски:
- А если царь, так ты веди
Себя действительно по-царски…
На диво всем, картинно-бодр,
Нежданным смехом грянул Пётр.
Отвесил шуточный поклон –
Ведь шуткой чести не уронишь.
А утром, свитой окружён,
Подался дальше: на Воронеж.
Заветное окно
Недолог путь, но лишь в ночную пору
Я приближаюсь к дому твоему, -
Подобное приветливому взору,
глядит окно свечением во тьму.
Спешу на зовы радостные эти,
хотя б за то судьбу свою ценя,
что все же есть окошко на планете,
светящееся только для меня.
Его лучи особенного спектра:
сияющее за полночь окно
не лампочкой, не сетью горэлектро,
а любящей душой озарено.
 
 Я ищу тебя по свету –
Не могу никак найти.
Жаль, что мы когда-то, где-то
Разминулись на пути.
На Днепре ты иль на Каме?
И не маленькая ль та,
Что сигналила флажками
Возле стрелки блокпоста?
Или, может, босоножка,
Что к вагону подойдя,
Ветку бросила в окошко,
Чуть сырую от дождя?
Разминулись мы с тобою,
Зорька смутная моя…
Над нескладною судьбою
Стал задумываться я.
Неужели песня спета?
Где? В какой ты стороне?
Видно, следовало где-то
Из вагона выйти мне…
Видно, следовало руки
Протянуть, к себе маня.
Поезда – в дыму и в стуке –
Пусть бы мчались без меня.
Зимние мотивы
1.
Кто зиму выдумал – не знаю,
А только жаль, когда с дерев
Листва осыплется резная,
Отзеленев и побурев.
Не по душе мне жесткость ветра –
Я не знавался б с ней вовек…
Но как серебряно и щедро
Порхал сегодня первый снег!
Снежинки, падая без счета,
На лицах оставляли след,
Как нежное касанье чье-то,
Как вешний ветер давних лет.
Пускай над желтою осокой
Играет солнце в белой мгле –
Не будь зимы розовощекой,
Скучнее стало б на земле.
2.
Мне жить бы в Индии
с моею
Любовью к солнечности рек,
А я восторженно немею,
Ловя ладонью первый снег.
Но неестественного в этом
Не нахожу я ничего,
Ведь между снегом – первоцветом
И мной
Древнейшее родство:
Неунывающ,
вечно молод,
Идти всегда готовый вброд,
Кряхтит,
похваливая холод,
Наш удивительный народ.
А я?
Да что там «я»!
Смешно
Не быть
С народом
Заодно.
Приложение 2. План анализа лирического стихотворения
1. Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)
2. Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
3. Тема - вопрос, которого касается автор
4. Идейный уровень(идея, эмоция)
5. Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция
6. Истолкование названия
7. Характеристика образов (существительные-образы)
8. Художественно-выразительные средства
9. Действия и состояния(глаголы-проблемы)
10. Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)
11. Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)
Приложение 3. Алгоритм составления синквейна1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Использованные источники:
1. http://mspu.org.ua/2013/12/page/13/2. http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=45013&chapterid=33773. http://5litra.ru/sxema_analiza_ctiha.html4. http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/5. http://www.dss11.com.ua/uploads/files/krai%20nash%20donezkii.pdf6. http://biblioteka-en.org.ua/?cat=23