Сценарий музыкального вечера на тему Путешествие по эпохам с танцевальными ритмами

Сценарий преподавателя МБУ ДО «ДМШ мкр. Юбилейный»
г.о. Королев МО Федоренко Людмилы Евгеньевны
(вечер будет проходить в декабре в ДМШ)
«Путешествие по эпохам в танцевальных ритмах»

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы приготовили для вас не совсем обычный вечер. Вы имеете возможность послушать прекрасную музыку в исполнении не отдельных солистов, лучших учащихся нашей школы. Для вас будут звучать произведения разных композиторов, разных по  жанрам, но связанные между собой зажигательными танцевальными ритмами. Более того, музыка будет такая яркая и красочная, что мы имеем возможность с вами отправиться в путешествие по городам и странам. И главным участником в нашем путешествии, конечно же, будет   её Величество - «Музыка».
Без музыки  нам не прожить ни дня.
Она живет в любые времена
В эпохе каждой  разная она
В эпохе каждой музыка своя.
Шопен «Валь h-moll»
Мы отправляемся в музыкальное путешествие по эпохам. А что такое эпоха? Это сотни лет, отделяющие нас от другого времени. Сегодня вы узнаете много интересного о старинной и современной музыке.  Услышите музыку выдающихся композиторов прошлых веков и музыку современных композиторов.
Танец - это мир музыки и поэзии движений. Всегда и во все времена танец оставался нашим верным спутником и добрым другом. Время возникновения первых танцевальных канонов и светских танцев – 12 век – эпоха раннего Ренессанса, эпоха расцвета рыцарской замковой культуры. Первые элементы танцев – променадов, танцев-шествий включаются в ритуальные, светсткие процессии, уличные балеты.
Матвеева «Старинный танец»
В каждую историческую эпоху  музыка была разной, и принадлежала определенному веку.  Эпоха барокко. Это время  было богато не только красивой музыкой, но и красивыми танцами.
    С древнейших времен танец связан с музыкой. В танцах разных народов отразились различные стороны их жизни, характера, темперамента. Из глубины веков дошли до нас названия таких танцев, как менуэт, гавот, бурре. Большая часть танцев, исполнявшихся когда-то на балах, народного происхождения, но попав «ко двору», они изменились. На характер движений и соответственно музыки  оказывают влияние место, где танец исполняется (деревенский луг или дворцовый зал), кто его исполняет, а также костюмы танцующих: тяжелые, шитые золотом, украшенные драгоценными камнями платья знати или скромная одежда крестьян и простых горожан.
Известный еще с середины XVI века, менуэт стал «королем танцев» в XVIII веке. По своему происхождению это народный хороводный танец родом из провинции Пуату на западе Франции. Название его образовано от двух французских слов: «па меню» - «мелкий шаг». Менуэт отличает трехдольный размер, обычно умеренный темп. Движения танцующих пар в этом танце сопровождались поклонами, приветствиями и реверансами между самими танцующими, а также по отношению к окружающим зрителям. Раньше мужчины и   женщины танцевали по отдельности, а  в менуэте впервые взяли друг друга за руки.
Жорж Эксоде Менуэт из театра «Королевские танцоры»
Уносит музыка нас в прошлые века
                            Ведь нам туда дороги нет.
                            Нас ждет чудес там много, а пока
                            Для вас звучит сегодня менуэт.
Бах Вильгельм Фридеман «Менуэт»
Бурре – старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI-XVIII вв. бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом.
Сен-Люк «Бурре»
В различных регионах Франции можно было обнаружить свои, различные варианты этого танца, или двудольного, (чаще на 4/4) или трёхдольного (чаще на 3/8), но всегда с острым, часто даже синкопированным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (что отчасти сближало его с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Бурре часто встречался в сюитах XVIII века (например, “Английских” и “Французских” сюитах И. С. Баха).
Бах И.С. «Бурре»
Еще один старинный танец, к сожалению не развившийся столь бурно как предыдущие, это танец вольта. Старинный парный танец итало-французского происхождения. В XVI веке некоторое время исполнялся на придворных балах. Музыкальный размер – ѕ. Темп быстрый. В основе лежат движения прыжкового характера. Считается одним из предшественников танца [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Куперен «Вольта»
В XV веке в Испанию из рушащейся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прибыли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], расселились по южному побережью страны в провинции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, и из этого сплава родилось фламенко. Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] жили изолированной группой. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и обрело свободу. В конце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там своё постоянное место.
Гиллок «Фламенко»
Позднее в XIX веке русский композитор М. И. Глинка, побывав в Испании, а именно в провинции Андалусии, написал «Андалузский танец», который мы сейчас услышим.
Глинка «Андалузский танец»
Музыка сопровождала человека во все времена – помогала в труде, воодушевляла на ратные подвиги, использовалась в ритуальных целях. За все время существования человека общие ее направления изменялись, характеризуя и отражая ту или иную эпоху.
Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эпохи: ведь некоторые направления рассматриваются музыковедами как целые эпохи в музыке. Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л. ван Бетховен, Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Классическое направление характеризуется простотой, выразительностью, богатым гармоническим языком, детальным развитием темы.
Бетховен Л. «Немецкий танец»
В XIX веке вошли в моду ритмы новых бытовых и бальных танцев. Большинство из них также народного происхождения. Эпоха Романтизма – эпоха любви, нежности и красоты. Эта эпоха расцвета музыкальных культур разных европейских стран. Национальная музыкальная культура Польши ярко отражена в творчестве Фридерика Шопена.
В драматических полонезах Ф. Шопена воплотились черты национального характера. Он вышел в XVIII веке  за пределы своей родины полонез (от французского слова, означающего «польский»). Таким танцем - шествием открывались сельские праздники и шляхетские балы.
Так вот оно начало бала,      
Когда сквозь времени порез,  
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул полонез!
     Под горделивое величественное звучание музыки своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.
Шопен «Полонез»
На смену танцам группы бассдансов, так называемых танцев-шествий, танцев променадов появляются танцы прыжков, поворотов, отличающихся изяществом поз.
         Итак, постепенно бальный танец начинает распространяться и проникает в самые широкие слои населения. 19 век – время, когда бальные танцы становятся популярными и прочно входят в быт горожан.
Три века назад излюбленным бальным танцем в Польше была мазурка народный танец области Мазовия (мазур житель Мазовии). Она родилась среди смелых польских наездников, и поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и резкими акцентами.
Шопен «Мазурка»
А предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк. В музыкальной литературе известны мазурки Ф. Шопена, Г. Венявского, М.И. Глинки, П.И. Чайковского. Его любили танцевать и в России.
Мазурка раздалась. Бывало, когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то Но в городах, по деревням Еще мазурка сохранила первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы все те же (А. Пушкин  “Евгений Онегин”)
Глинка «Мазурка»
Чайковский П.И. «Мазурка»
Мазурка темпераментный и щеголеватый танец. Как это часто бывало, народный танец приходил в танцевальные залы, салоны, нарядные гостиные и там менял свой облик. Но не так просто было «справиться» с мазуркой. Уж очень характерная у нее музыка. Не дает танцевать гладко и благочинно. Огневой танец!
Щуровский Ю. «Музурка»
Краковяк (краковяки жители города Кракова) отличается четким двудольным размером. Вначале его танцевали тоже только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой: она плавно, изящно, он с резкими притоптываниями.
Глинка «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»
Одним из популярных является чешский танец Полька. Жизнерадостность, игривость, лёгкость, импровизационная свобода, содействовали триумфальному шествию «Польки» по всему миру!  Многие, вероятно, полагали, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.
В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.
Каркасси «Полька»
Из танцев, распространенных в XIX веке назовем еще галоп, его размер двудольный. Название этого стремительного танца происходит от французского слова, означающего «скакать», «бежать».
Глинка «Кавалерийская рысь»
Один из самых любимых танцев этого века вальс. Его родина - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер. Широко известны фортепианные вальсы Ф. Шопена, Ф. Шуберта. Вальс-фантазия М. Глинки, балетные и симфонические вальсы П. Чайковского и С. Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”.
Мы послушаем несколько вальсов разных композиторов.
Шуберт «Вальс»
Родился в Австрии мой дед, я тоже там увидел свет,
                     А вскоре полюбил весь мир моих мелодий нежный вихрь.
                     Сейчас я закружу и вас - чтобы узнали танец  вальс.
Вальс основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя  и вместе с тем продвигаются вперед. Размер его трехдольный; темп может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Дварионас «Вальс»
Глинка «Вальс»
Вальс известен более двухсот лет!
Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.
Петров «Вальс»

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э. Грига, “Венгерские танцы” Й. Брамса, «Славянские танцы» А. Дворжака.
Брамс «Венгерский танец №2»
Антонин Дворжак «Славянский танец»
Аноним «Кубинский танец»
Теперь поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот, что в переводе означает “лисий шаг”. И еще много разных популярных танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый предыдущий танец уступал место новому.
Многие из Вас слышали песню Марка Науменко в исполнении группы «Зоопарк» «Буги-вуги каждый день»:
Субботний вечер, и вот опять я собираюсь пойти потанцевать.
Я надеваю штиблеты и галстук-шнурок.
Я запираю свою дверь на висячий замок.
На улице стоит ужасная жара.
Но я буду танцевать Буги-вуги до утра.
Ведь я люблю Буги-вуги, я танцую Буги-вуги каждый день
От ритмичной мелодии этой песни танцоры улыбаются, а ноги сами спешат в пляс.
Что же такое "Буги-вуги"? Изначально термином Буги-вуги называли стиль игры на фортепиано, когда левая рука пианиста постоянно находилась почти на одном месте клавиатуры, а правая рука музыканта, независимо от того что играет левая, приобретала полную свободу в создании мелодических линий. Из этого полного попрания всех правил традиционной техники возникла новая, не менее виртуозная и специфичная техника исполнения – Буги-вуги, создающая впечатление, что играют два музыканта.
Как всегда – за музыкой следовали танцы. Основной период развития танца Буги-вуги приходится на конец сороковых - начало пятидесятых годов.
Шмитц «Буги бой»
Делло Джойо «Безделушка» в стиле буги
Шмитц «Буги»
В наши дни Буги-вуги называется европейская версия Свинговых танцев. В настоящее время Буги-вуги танцуют во всем мире с небольшими стилистическими отличиями: в клубах и на соревнованиях, главным образом под оригинальную музыку 40-х - 50-х годов - Буги-вуги, ритм'н'блюз, рок-н-ролл, твист.
Блюз (англ. blues от blue devils)  музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканской среде. Можно сказать, что формирование классического блюза завершилось где-то в 20-х годах XX века с появлением ансамблей, исполнявших блюзы.
А.Винницкий «Блюз»
В начале прошлого столетия в фортепианной, оркестровой музыке сформировался новый музыкальный стиль - джаз. Регтайм был предвестником джаза. Ритмическая острота, несовпадение акцентов, блестящая переливчатость пассажей и жесткие аккорды – все это характерно для регтайма. Rag по-английски значит “тряпье”, “лохмотья”, “грубая насмешка”, “скандал”.
Регтайм отличал необычный ритм: на фоне однообразно мерного аккомпанемента в мелодии появлялись перебои, синкопы, которые как бы разрывали эту мелодию на части, и, казалось, пианист все время пытается собрать их вместе, упрямо повторяя один или два отрывка. В конце 10-х гг. Регтайм вошел в моду и как бальный танец.
Джоплин Регтайм «Артист эстрады»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш концерт подошел к концу. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.
Танец - это красота движений. Танец - это порыв души. Танец - это прекрасная музыка. Танец - это всегда хорошее настроение. Есть танцы, которым дарована вечная молодость.

Никогда я не забуду, что подобен танец чуду!
Искусства вид особый ты повторить попробуй.
Пленяет танец красотой, изяществом и простотой.
А легкость исполнения в душе вызывает волнение
Подобен он волшебной сказке! И зажигательные пляски
Я помню с детства своего: лишь танец и душа его!
Он дарит людям только радость, в нем наслаждение и младость,
Покой души и трепет чувства несет хореографии искусство!

Давайте еще раз поблагодарим аплодисментами его участников и их преподавателей. Мы от всей души желаем, чтобы музыка стала вашим близким другом и никогда вас  не покидала. ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ дорогие друзья!!! Спасибо за внимание. До новых встреч.




15