Краткосрочные планы по русскому языку в 6 классах (8 уроков)

Дата


Урок № 1
Класс 6 «А», «€», «Б», «В»

Тема:
Русский язык как язык межнационального общения

Тип урока:
Повторение

Метод:
Частично-поисковый, словесный

Ресурсы:
Интерактивная доска. Словари

Цели:
Осознание, повторение и осмысление учебной информации

Задачи:
Повторить пройденное в 5 классах. Развивать мышление, логику, связную речь учащихся. Воспитать любовь к учёбе, чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты:
Дети повторят имена существительные и прилагательные, изученные в 5 классах.

Деятельность учителя
Предполагаемые действия учеников.

1.Стадия вызова.
Готовятся к уроку. Записывают в тетради число и тему урока. Делятся на группы по желанию. Выбирают роли в группах. Психологический настрой учащихся.

Знание.
Дети рассматривают рисунки и отвечают на вопрос: как понимают выражение «Знание – сила».

Сообщение цели урока
Ученики определяют задачи урока.

2.Стадия осмысления. Понимание.
Ученики читают выражения выдающихся людей. Думают, какая общая мысль их объединяет. Читают текст упражнения 2. Отвечают на вопросы, данные после текста.

Применение
Работа в группах
Дети выполняют упражнение 4 (устно), упражнение 6 (письменно)

Физминутка
Делают зарядку.

Работа на ИД
Находят пару: 1. Ана тілі, 2. Шет тілі, 3. Орыс тілі,
4. Мемлекеттік тіл, 5. `лттыK тіл, 6. Ресми тіл.
Слова-помощники: иностранный язык, государственный язык, родной язык, русский язык, официальный язык, национальный язык.

Работа в паре
Каждая пара включается в диалог и продолжают его.

Игра « Кто быстрее?»
Каждая группа переводит пословицы на стр. 6

Синтез
Устное сочинение на тему «Русский язык как язык межнационального общения»

3.Стадия рефлекс.
«Две звёздочки, одно пожелание».

Оценки.
Оценщики каждой группы комментируют оценки.

Домашнее задание.
Страница 3-6. Упражнение 3



Проверил(а)_______________

Дата


Урок № 2
Класс 6 «А», «€», «Б», «В»

Тема :
Диктант «Лесные санитары»

Тип урока:
Контроль

Метод:
Письменная работа

Наглядности
Дидактический материал

Цели:
Проконтролировать грамотность учащихся.

Задачи:
Правильно и грамотно написать под диктовку текст.
Развивать мышление, память, каллиграфию учащихся.
Привить любовь к птицам

Ожидаемые результаты:
Дети правильно и грамотно излагают на письме текст диктанта. Расширят свой кругозор по данной теме.

Деятельность учителя
Предполагаемые действия учеников

1.Стадия вызова
Подготовить учащихся к уроку. Проверить отсутствующих. Запись числа и название диктанта на доске.
Подготовить учащихся к уроку.
Проверить отсутствующих. Запись числа и название диктанта в тетради.


2. Стадия осмысления. Контроль знаний. Ознакомление с текстом диктанта. Выписываются на доске трудные слова. Чтение под диктовку текста диктанта.
Ученики внимательно слушают текст диктанта. Объясняют значение трудных слов: клок, вспорхнул, торчал, вывалился.
Лесные санитары
Муравьи – лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Муравейник – это их город. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие палочки, веточки. Они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха, влаги. В плохую погоду муравьи прячутся в муравейники и закрывают все входы и выходы.
Если разорить муравейник – погибает муравьиная семья. Тогда в лесу появляется много вредных гусениц. Они губят деревья и кустарники. (60 слов)

Синтез. Повторное чтение диктанта
Записывают под диктовку в тетради диктант .
Ученики проверяют диктанты по повторному чтению учителя.

Домашнее задание
Повторить правила

Собрать тетради



Проверил(а)____________________________

Дата


Урок № 3
Класс 6 «А», «€», «Б», «В»

Тема:
Работа над ошибками. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Тип урока:
Повторение

Метод:
Частично-поисковый, словесный

Ресурсы:
Интерактивная доска. Словари

Цели:
Осознание, повторение и осмысление учебной информации

Задачи:
Повторить пройденное в 5 классах. Развивать мышление, логику, связную речь учащихся. Воспитать любовь к учёбе, чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты:
Дети повторят имена фонетику, орфоэпию, графику, изученные в 5 классах.

Деятельность учителя
Предполагаемые действия учеников.

1.Стадия вызова.
Готовятся к уроку. Записывают в тетради число и тему урока. Делятся на группы по желанию. Выбирают роли в группах. Психологический настрой учащихся.

Знание.
Читают скороговорки три раза подряд, сначала в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки в произношении.

Сообщ. цели урока
Ученики определяют задачи урока.

2.Стадия осмысления. Понимание.
Ученики читают орфоэпические правила, данные в упражнении 12 на странице 9. Выписывают все примеры.
Произносят правильно: скучно, конечно, яичница, что, чтобы, текст, академия, музей, тема, купе, отель, свитер, шоссе, партер.

Применение
Работа в группах
Дети выполняют упражнение 7 (устно), упражнение 8, 9 (письменно)

Физминутка
Делают зарядку.

Работа в паре
Каждая пара думает над задачей: Какие сведения по фонетике и графике скрываются в этих цифрах?
1) 6+36 = 42 2) 10+21+2 = 33 3) 33-2 = 31

Групповая работа
Каждая группа переводит пословицы на русский язык на стр. 10

Игра « Кто больше?»
Выполняют задания «Грамматической арифмтики». Кто больше назовет слова, начинающиеся со слога ба.

Синтез
Дети называют одним словом правила, данные на странице 7.

3.Стадия рефлекс.
«Две звёздочки, одно пожелание».

Оценки.
Оценщики каждой группы комментируют оценки.

Домашнее задание.
Страница 7-10. Упражнение 13, 14


Проверил(а)________________________



Дата


Урок № 4
Класс 6 «А», «€», «Б», «В»

Тема:
Орфография. Орфограмма

Тип урока:
Повторение

Метод:
Репродуктивный, частично-поисковый, словесный, вопрос-ответ

Ресурсы:
Интерактивная доска. Учебник

Общая цель
Осмысление учебной информации

Ожидаемые результаты:
Дети научатся правильно употреблять и писать слова с нужными орфограммами. Работать в группе. Критериально и формативно оценивать друг друга.

Деятел-сть учителя
Предполагаемые действия учеников.

1.Стадия вызова.
Дети готовятся к уроку. Делятся на группы. Выбирают роли в группах. Психологический настрой учащихся. Записывают в тетради число и тему урока.

Знание. Даются ряды слов. Какие слова пишутся по орфограф. правилам или по традиции?
Дети находят слова, в которых произношение и написание совпадают, а в каком написание гласных или согласных требует проверки:
1) Дом, стол, туман, пар, торт, рот, нос.
2) Вода, река, глаз, дуб, мед, топор, футбол.

2.Стадия осмысления.
Понимание.
Ученики читают учебный материал на странице 11. Дети рассматривают таблицу с примерами.

Применение
Ученики распределяют данные слова по орфограммам упражнение 15 (устно): 1) безударная гласная в корне слова,
2) гласные после шипящих. Из каждой группы поочередно читают и объясняют.

Анализ. Коллективное задание, выполняется на доске.
Выполняют упражнение 17. списывают, подчеркивая в словах одной чертой снизу орфограммы (написание не по произношению). Проверяют безударные гласные в корне слова изменением слова или подбором однокоренных слов.

Парная работа

Выполняют упражнение 18. Дети, работая в паре, подбирают однокоренные проверочные слова. Обозначают орфограмму.

Взаимопроверка.
Каждая пара передает тетради другой паре. Проверяют


Физминутка

Групповая работа. Каждой группе даются тексты с заданиями из учебника. Выполнившая задания группа читает.
1 группа – выполняет упр. 16. Списать, вставляя пропущенные буквы. В какой части слова находятся орфограммы.
2 группа – выполняет упр. 19. списывают слова, ставят ударение. Обозначают корень и подчеркивают орфограмму в корне одной чертой. Находят в ряду проверочные слова.
3 группа – выполняют упр. 20. Выписывают слова с пропущенными гласными в корне. Обозначают орфограмму: 1) полчеркивают ее одной чертой; 2) выделяют корень; 3) ставят ударение; 4) рядом записывают проверочные слова.

Работа на ИД
Вместо точек вставляют безударные гласные в корне и проверяют по орфографическому словарю
В...кзал, ч...сы, в...лос...пед, м...ршрут, г...мнастика, к...чевник, к...пуста, к...лендарь.

Синтез
Дети составляют пятистишие «Синквейн»

3. Стадия рефлекс.
«Желание другу» каждая группа говорит свои пожелания другим группам.

Оценки.
Оценки выставляются по оценочным бланкам.

Домашнее задание.
Страница 14, упражнение 24.


Проверил(а)______________________________
Дата


Урок № 5
Класс 6 «А», «€», «Б», «В»

Тема:
Повторение изученного в 5 классе

Тип урока:
Повторение

Метод:
Частично-поисковый, словесный, вопрос-ответ

Ресурсы:
Интерактивная доска. Учебник

Общая цель
Повторить изученное за 5 класс

Ожидаемые результаты:
Дети вспомнят правила по пройденным материалам. Работать в группе. Критериально и формативно оценивать друг друга.

Деятел-сть учителя
Предполагаемые действия учеников.

1.Стадия вызова.
Дети готовятся к уроку. Делятся на группы. Выбирают роли в группах. Психологический настрой учащихся. Записывают в тетради число и тему урока.

Знание. Даются правила на странице 15
Дети читают учебный материал за 5 класс на странице 15 и вспоминают, что такое лексика, слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы.

2.Стадия осмысления.
Понимание.
Ученики называют одним словом: 1) Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом. – книга.
2) Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. – библиотека 3) Книга для обучения чему-нибудь. – учебник 4) Сборник слов с толкованиями или с переводом на другой язык. – словарь 5) Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. – справочник

Применение
Ученики распределяют данные слова в основном и переносном значении (упражнение 26), страница 16. Тесная обувь – тесная жизнь

Анализ. Коллективная работа
Выполняют устно упражнение 27. Сравнивают данные словосочетания. Доказывают, что выделенные слова омонимы. Переводят на казахский язык.

Парная работа

Выполняют упражнение 28 (письменно). Дети, работая в паре, списывают, объясняют значение выделенных слов.

Взаимопроверка.
Каждая пара передает тетради другой паре. Проверяют


Физминутка

Работают по ИД.
Образуют антонимы к словам с помощью приставок не-, без-(с-): Правда, счастье, зависимость, друг, полезный, грамотный, шумный, атомный, сердечный, конфликтный, болезненный.

Групповая работа
Подбирают антонимы к выделенным словам в упражнении 33.

Синтез
Дети задают друг другу вопросы по пройденным правилам.

3. Стадия рефлекс.
«Древо желаний»

Оценки.
Оценки выставляются по оценочным бланкам.

Домашнее задание.
Страница 18, упражнение 34

Проверил(а)________________________
Дата


Урок № 6
Класс 6 «А», «€», «Б», «В»

Тема:
Общеупотребительные слова. Термины

Тип урока:
Объяснение нового материала

Метод:
Объяснительно-иллюстративный, вопрос-ответ

Ресурсы:
Интерактивная доска. Учебник

Общая цель
Узнать об общеупотребительных словах и терминах.

Ожидаемые результаты:
Дети узнают об общеупотребительных словах и терминах. Работать в группе. Критериально и формативно оценивать друг друга.

Деятел-сть учителя
Предполагаемые действия учеников.

1.Стадия вызова.
Дети готовятся к уроку. Делятся на группы. Выбирают роли в группах. Психологический настрой учащихся. Записывают в тетради число и тему урока.

Знание. Даются правила на странице 15
Дети читают группы слов: мать, отец, дом, хлеб, здоровый, учиться; шприц, инъекция, свальпель, стетоскоп, кариес, гиподинамия. Отвечают в каой группе слова встречаются в речи и в большинстве текстов? А в какой – слова, употребляются людьми одной профессии?

2.Стадия осмысления.
Понимание.
Дети учебный материал на странице 19. Лидеры групп объясняют данный материал другим группам.

Применение
Работа по ИД
Ученики выполняют упражнение 35 распределяют данные слова в общеупотребительные затем в термины.

Групповая работа Игра «Кто больше?»
Каждая группа детей называют инструменты, которыми пользуются врач, повар.

Анализ. Коллективная работа
Выполняют устно упражнение 39, читают текст «Компас» в книжном море. Выписывают из текста слова по теме «Библиотека», поставив их в начальной форме.

Парная работа «Минутка чистописания»
Выполняют упражнение 42 (письменно). Списывают, вставляя пропущенные буквы.

Взаимопроверка.
Каждая пара передает тетради другой паре. Проверяют


Физминутка

Работают по ИД.
Игра «Кто быстрее?»
Дети решают шарады. Слова-помощники: тропа, апорт, олень, осень.

Синтез
Стратегия «Фишбоун»

3. Стадия рефлекс.
«Древо желаний»

Оценки.
Оценки выставляются по оценочным бланкам.

Домашнее задание.
Страница 23, упражнение 44



Проверил(а)_____________________________

Дата


Урок № 7
Класс 6 «А», «€», «Б», «В»

Тема:
Заимствованные слова

Тип урока:
Объяснение нового материала

Метод:
Объяснительно-иллюстративный, вопрос-ответ

Ресурсы:
Интерактивная доска. Учебник

Общая цель
Узнать о заимствованных словах

Ожидаемые результаты:
Дети узнают о заимствованных словах, смогут определять их род. Работать в группе. Критериально и формативно оценивать друг друга.

Деятел-сть учителя
Предполагаемые действия учеников.

1.Стадия вызова.
Дети готовятся к уроку. Делятся на группы. Выбирают роли в группах. Психологический настрой учащихся. Записывают в тетради число и тему урока.

Знание. Даются правила на странице 24, 25
Дети читают учебный материал на страницах 24-25. читают примеры заимствованных слов из каких языков они вошли в русский язык.

2.Стадия осмысления.
Понимание. Метод «Джиксо»
Лидеры групп объясняют данный материал другим группам.

Применение
Ученики выполняют упражнение 45, выписывают заимствованные слова и объясняют лексическое значение данных слов.

Игра «Кто быстрее?»
Дети выписывают сначала лингвистические, а затем термины искусства из ИД. (Упражнение 46)

Парная работа Игра «Кто лучше?» устно подберите слова синонимы
По ИД распределяют слова синонимы: Дефис, шоу, дефект, дискуссия, орфография, контракт, информировать, комический. Слова-помощники: спор, правописание, договор, черточка, зрелище, недостаток, сообщить, смешной.

Анализ. Коллективная работа
Выполняют устно упражнение 48, читают текст, выписывают тюркизмы.

Групповая работа
1 группа выполняет упражнение 52, выписывают слова общие для русского и казахского языкоа. 2 группа выполняет упражнение 53, выписывает группу слов по теме «Культура».
3 группа из этого упражнения выписывает группу слов по теме «Спорт».


Физминутка

Игра «Кто сообразительней?»
Дети называют одним словом то, что читает учитель. Слова-помощники: йогурт, шоу, чипсы, армрестлинг, дарте, супермаркет.

Синтез
Стратегия «Фишбоун»

3. Стадия рефлекс.
«Древо желаний»

Оценки.
Оценки выставляются по оценочным бланкам.

Домашнее задание.
Страница 26, упражнение 51

Проверил(а)_______________________________
Дата


Урок № 8
Класс 6 «А», «€», «Б», «В»

Тема:
Фразеологизмы

Тип урока:
Объяснение нового материала

Метод:
Объяснительно-иллюстративный, вопрос-ответ

Ресурсы:
Интерактивная доска. Учебник

Общая цель
Узнать об общеупотребительных словах и терминах.

Ожидаемые результаты:
Дети узнают о фразеологизмах. Работать в группе. Критериально и формативно оценивать друг друга.

Деятел-сть учителя
Предполагаемые действия учеников.

1.Стадия вызова.
Дети готовятся к уроку. Делятся на группы. Выбирают роли в группах. Психологический настрой учащихся. Записывают в тетради число и тему урока.

Знание. Даются правила на странице 15
Дети читают пары словосочетаний. Из каждой пары выбирают фразеологизмы и устно объясняют их значение.
Вешать голову – вешать пальто, повесить нос – повесить полотенце, дать слово – дать книгу.

2.Стадия осмысления.
Понимание.
Дети читают учебный материал на странице 28. Лидеры групп объясняют данный материал другим группам.

Применение
Работа по ИД
Ученики выполняют упражнение 55, заменяют фразеологизмы словами-синонимами.

Групповая работа Игра «Кто умнее?»
Каждая группа подбирают к данным фразеологизмам подходящие по смыслу казахские фразеологизмы. Упр. 57

Анализ. Коллективная работа
Выполняют упражнение 56, подчеркивают фразеологизмы как члены предложения.

Парная работа «Минутка чистописания»
Выполняют упражнение 60 (письменно). Списывают, вставляя пропущенные буквы.

Взаимопроверка.
Каждая пара передает тетради другой паре. Проверяют


Физминутка

Работают по ИД.
Игра «Кто быстрее?»
Дети собирают фразеологизмы из разбросанных слов стр. 31

Синтез
Стратегия «Фишбоун»

3. Стадия рефлекс.
«Древо желаний»

Домашнее задание.
Страница 27-31, упражнение 63


Проверил(а)__________________________
15