Статья Использование личностно-ориентированного подхода к обучающимся на занятиях производственного обучения

Автор,составитель: Шабров Виктор Иванович,
мастер производственногообучения по специальности мастер жилищно-коммунальногохозяйства.

Личностно-ориентированный подход к учащимся
на занятиях производственного обучения
Современный и будущий работодатель в любой стране заинтересованы в таком работнике, который:
-умеет думать самостоятельно и решать любые проблемы, т.е. применять полученные знания для их решения;
-обладает критическим и творческим мышлением;
-владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Поэтому перед педагогами НПО стоят задачи научить и воспитать такого работника, который мог бы: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
-самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
-грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;
-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
-самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Очевидно, что добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, т.к. обучение, ориентированное на некоего среднего учащегося, на усвоение и воспроизведение полученных знаний, умений и навыков, не может отвечать ситуации, сложившейся на рынке труда.
Личностно-ориентированный подход-это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности подростка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход в обучении сегодня является основным ориентиром деятельности как российских ученых (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, Е.И.Казакова, Т.В.Машарова, И.С.Якиманская), так и зарубежных (У.Глассер, А.Маслоу, Г. Олнорт, К.Роджерс, В.Сатир и др.). В нашей стране постепенно растет количество педагогических коллективов учебных заведений, избирающих личностно-ориентированную направленность в качестве главного приоритета в своей работе по обучению и воспитанию как учащихся, так и студентов наше учебное заведение в своей педагогической деятельности так же ориентируется на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.
Почему выбрано это направление?
Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей степени учащегося, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог направляет основные усилия не на формирование у детей социально типичных свойств, а на развитие в каждом их них уникальных личностных качеств. Тем более, что основная часть детей, обучающихся в профессиональных техникумах, как правило, испытывает неуверенность в своих силах, не умеет и не любит учиться, испытывает большие затруднения в общении. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и учащимися.
В условиях личностно-ориентированного подхода учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нежели при традиционной системе обучения. Если при традиционной системе обучения преподаватель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при личностно-ориентированном подходе учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные знания и умения направлены не просто на контроль знаний и умений учащихся, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее и требует и от преподавателя и от мастера производственного обучения более высокой степени мастерства.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по своей сути дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
Педагоги и психологи всегда осознавали необходимость ориентации на индивидуальные способности обучаемых. Но между индивидуальным и личностно-ориентированным подходами существуют определенные различия, которые отражены в таблице (см. ниже).
Сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подхода к обучению
индивидуального подхода к обучению
Параметры сравнения
Индивидуальный подход
Личностно-ориентированный подход

1. Теоретико-методологическая основа
Идеи традиционной педагогической парадигмы
Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии

2. Цель использования
На основе индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУНов и социально-ценных качеств
На основе индивидуальных особенностей учащегося содействовать развитию его индивидуальности

3. Содержательные аспекты применения
Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования
Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуалазации и самоактуалазации, обогащения и саморазвития

4. Организационно - деятельностные и отношенческие аспекты использования
Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений
Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений

5. Критерии анализа и оценки эффективности применения
Основные критерии - обученность учащихся как сформированность ЗУНов и воспитанность как усвоение социально-одобряемых норм и ценностей
Главный критерий – развитость индивидуальности учащегося, проявление его уникальных черт

Из каких же компонентов складывается личностно-ориентированный подход? Коллектив педагогов под руководством Е.Н. Степанова в книге «Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование» предлагает взять за основу следующие три его составляющие.
Первая составляющая основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:
- индивидуальность  неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других людей и групп;
- личность  постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность  человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение  процесс и результат развития и проявления человеком присущих ему качеств и способностей;
- субъект  индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
- субъектность  качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
- Я-концепция  осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
- выбор  осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка  деятельность педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Вторая составляющая основные принципы построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогической деятельности преподавателя или мастера производственного обучения. Выделяют следующие принципы личностно-ориентированного подхода.
1. Принцип самоактуализации. В каждом человеке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности, т.е. создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива училища должен быть (стать) самим собой, обрести свой образ.
3.Принцип субъектности. Индивидуальность присуща человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе и способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения учащихся.
4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей учащегося. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе и училище.
5.Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление учащимся дальнейшей работы по самосовершенствованию и самореализации своего «я».
6.Принцип доверия и поддержки, т.е. решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация способствует успеху обучения и воспитания каждого учащегося.
И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
диалогичность;
деятельностно - творческий характер;
направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности учащегося в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, как полагает Т.В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына справедливо считают метод создания ситуации успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности. Теоретические и методические разработки педагога Т.В. Машаровой убеждают в целесообразности включения в технологический арсенал личностно-ориентированного подхода методов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора.


15