Работа по теме «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках экологии на примере личностно-ориентированного подхода к обучению»


«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках экологии на примере личностно-ориентированного подхода к обучению»
Выполнила: Прохорова А. В.
Учитель МАОУ «СОШ № 31»
Г. Сыктывкар
Сыктывкар 2014
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательных организациях 5
Глава 2. Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках экологии на примере личностно-ориентированного подхода 11
Заключение 23
Список литературы 25

Введение
Актуальность. Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что «Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования - становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества». Решение проблемы здорового образа жизни является ключевой во все возрастные периоды, начиная с раннего детства.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учителя в состоянии сделать многое для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. В реальной практике гораздо важнее выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но и, напротив, укреплял их силы и возможности. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В связи с усложнением и увеличением учебной нагрузки у обучающихся выявляется повышенная невротизация и констатируется увеличение количества больных детей. А ведь известно, что здоровые, полноценно развитые молодые люди смогут успешно пройти социализацию во взрослой жизни и творчески трудиться на своё и общественное благо.

Глава 1. Теоретические аспекты организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательных организациях.
Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее ухудшение здоровья детей; с одной стороны – возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести в соответствие поставленные задачи с объективной реальностью? Мы – учителя современной школы - призваны искать ответы на эти вопросы, нам с вами это противоречие разрешать.
Теория и практика, обозначенные названием «личностно-ориентированное обучение», имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.
Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А. Амонашвили писал: «Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».
Основные показатели личностно-ориентированного подхода к обучению представлены в таблице.
Таблица 1
Показатели личностно-ориентированного подхода к обучению
Цель Развитие личности как субъекта творческой деятельности
Тип и характер взаимоотношений Субъект - субъектный
Формы организации Групповые, коллективные
Стиль взаимодействия Демократичность, открытость, рефлексивностьМетоды обучения Проблемные: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский
Способы усвоения Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителя Организатор сотрудничества, консультант
Позиция ученика Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
В настоящее время, характеризующееся возросшим потоком информации, труднее взывать знаниям. Это обязывает современного школьного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
Обратим внимание на то, что здоровье современных школьников оставляет желать лучшего. С чем это связано? Нет сомнения в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные и экологические проблемы. Никто не отрицает при этом генетической отягощенности, и все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.
К числу ШФР относятся:
Стрессовая педагогическая тактика
Интенсификация учебного процесса
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
Нерациональная организация учебной деятельности
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Один из факторов риска, приводящий к резкому снижению работоспособности и выраженному переутомлению и ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый - наиболее явный (открытый) - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий). Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.
Высокая интенсивность учебы не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%).
Исходя из сказанного, считаю, что в данных условиях жизненно необходимо обратиться к здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Цель образовательной организации: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Целесообразно определить с помощью психолога природный интеллектуальный потенциал ученика. Это означает, что каждый ребенок – индивидуальность, личность, сочетающая в себе определенные характеристики, которые помогают ему в его образовательном процессе. Ведь сюда входит и воспитание, и развитие и обучение. Учителю важно знать, кто перед ним на уроке:
экстраверт или интроверт;
сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;
каков уровень его познавательной потребности (УПП);
какая степень мотивации к обучению вашему предмету.
Это несложно сделать с помощью тестов. Когда у учителя будут такая информация о каждом его ученике, тогда он сможет подобрать, спланировать для него индивидуальный стиль образовательной деятельности
Направления использования здоровьесберегающих технологий:
Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.
Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.
Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению
На уроках необходимо отслеживать здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса:
педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения),
физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий),
психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).
Главный упор, который необходимо делать на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.
Таблица 2
Гигиенические критерии рациональной организации урока
(по Н.К. Смирнову)
Факторы урока Гигиенически рациональный урок
Плотность урока Не менее 60% и не более 80%
Число видов учебной деятельности 4-7
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут
Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут
Наличие эмоциональных разрядок 2-3
Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами
Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Физкультминутки Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений).
Психологический климат Преобладают положительные эмоции
Момент наступления утомления учащихся Не ранее чем через 40 минут
Кроме того Н.К. Смирнов отмечает необходимость использования ведущих каналов восприятия информации, а так же необходимость индивидуального подхода к учащимся.
Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

Глава 2. Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках экологии на примере личностно-ориентированного подхода к обучению.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, проектной деятельности, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Урок остается основной формой образовательного процесса в школе. Но урок, на котором не было мыслительной деятельности учащихся, теряет всякий смысл. Очень важно определить цели (образовательные, воспитательные, развивающие) для каждого урока в отдельном классе, для отдельного ученика или группы детей. Определить его практическую направленность. Структура урока должна отвечать содержанию учебного материала, реализации намеченных целей. Необходима дифференциация для данного класса.
Возможна дифференциация заданий по трем уровням:
базовый, нормативный, соответствует оценке «удовлетворительно»;
компетентный – соответствует оценке «хорошо»;
творческий – соответствует оценке «отлично».
Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по экологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.
Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму.
Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.
В образовании необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует.
Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне.
Урок в 5 классе «Водная среда обитания» (этап изучения нового материала).
Класс делится на лаборатории. В каждой выбирается профессор, который будет организовывать работу группы. Лаборатории получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени.
Лаборатория № 1 «Экологи» - задача выделить особенности водной среды, к которой необходимо приспособиться живым организмам.
Лаборатория № 2 «Ботаники» - задача выявить особенности строения растений, обитающих в водной среде. Сделать иллюстрации.
Лаборатория № 3 «Зоологи» - задача выявить особенности строения животных, обитающих в водной среде. Сделать иллюстрации.
После подготовки ответов на вопросы, работы с иллюстрациями, рисунками проводится беседа. Профессор зачитывает вопросы, а работники лаборатории отвечают на них. Для проверки усвоения материала профессор задает контрольный вопрос другим командам.
Подведение итогов (рефлексия):
Каждая команда обсуждает, что узнали нового. Далее каждому учащемуся предлагается выбрать подходящую фразу для соседа (справа, если группы сидят в кругу): «Ты отлично поработал», «Я доволен твоей работой на уроке», «Ты мог бы поработать лучше».
Преимущество этого вида работы в том, что к обсуждению привлекаются даже слабые ученики, им дается посильное задание и складывается ситуация успеха, что благотворно влияет на самооценку.
Для эффективного обучения возможно использование дифференцированных заданий, повышающих эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Например:
Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре).
Например,5 класс. Тема “Основные среды жизни”
Задание: «3» запиши условия существования в водной, наземно-воздушной и почвенной среде. «4» и «5» составь сравнительную таблицу условий и сделай вывод об особенностях строения организмов, обитающих в этих средах
Условия Водная Наземно-воздушная Почва
Кислород Влага Температура Свет Особенности строения организмов 7 класс. Тема «Климатические условия и животный мир степей и пустынь»
Задание: «3» запиши климатические условия степей и пустынь. «4» и «5» составь сравнительную таблицу климатических условий и сделай вывод об особенностях строения живых организмов, обитающих в этих природных зонах.
Климатические условия Степь Пустыня
Температура Влажность Растительность … Особенности строения организмов Задания дети выбирают самостоятельно. Оцениваются такие задания по степени сложности или степени самостоятельности выполнения. Таким образом, удачное сочетание разных самостоятельных работ, учет индивидуальных особенностей детей способствует лучшему усвоению учебного материала, особенно у ребят с низким уровнем мышления. Кроме того, самостоятельные работы способствуют развитию таких умений и навыков, как систематизация, обобщение, самообучение, самоанализ деятельности.
На уроках возможно использовать задания, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения. Например: Заполнение «пустых» опор. Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления.
Например, при изучении темы «Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях»
Расы человека:
1.
2.
3.
Типы телосложения:
1.
2.
3.
4.
Расы человека:
Европеоидная (внешние особенности)
Негроидная (внешние особенности)
Монголоидная (внешние особенности)
Типы телосложения:
Арктический (внешние особенности)
Тропический (внешние особенности)
Пустынный (внешние особенности)
Высокогорный (внешние особенности)
После заполнения опоры организуется обсуждение в группах, закрепляя еще раз изученное, и проводится промежуточная диагностика понимания материала в форме фронтального экспресс-опроса или тестирования с обязательной коррекцией знаний (особенно для слабоусваивающих учащихся).
Самостоятельная работа с понятиями. Она может быть организована в форме составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти.
Нахождение зашифрованного термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, КОНСУМЕТЫ – КОЫНМЕТСУ, ПРОДУЦЕНТЫ – ДУПРОНТЫЦЕ.
В 5-7-ых классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально.
Самостоятельная работа по развитию логического мышления. Например:
6 класс. Тема: «Экологические группы растений по отношению к свету»
Задание: соотнесите названия растений к экологическим группам растений по отношению к свету
Экологические группы растений Названия растений
Светолюбивые Береза повислая, сосна обыкновенная, мышиный горошек
Тенелюбивые Зеленые мхи
Теневыносливые Земляника лесная, ландыш майский, ель обыкновенная, черника, брусника
Учебная мастерская – это форма урока, где в организованном пространстве и времени ученик мастерит, конструирует свои знания. Главное подобрать такой индуктор (побудитель), который наведет в умах учеников мотивационный запрос, с помощью которого может включить подсознание, сферу эмоций ребенка. Проблема решается самим учеником, а учитель участвует в процессе познания в роли организатора совместного поиска.
Ход мастерской может быть следующим:
сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.;
групповая или индивидуальная работа с информационным материалом;
групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками;
социоконструкция – конструирование групповой модели;
межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации;
самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.);
афиширование работ (на стенде, доске и др.);
рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).
С удовольствием шестиклассники выполняют задания по сочинению фантастических рассказов. Условием является использование знаний полученных по теме урока.
Уроки-игры, например импровизированная ролевая игра. Так может проводиться проверка знаний. На уроке предлагается распределить роли и с помощью сценки рассказать о происхождении, строении и роли в организме лейкоцитов, лимфоцитов, фагоцитов, антител и т.д.

Ребята с большим интересом включаются в игру, роли достаются как сильным, так и слабым учащимся. Сильные организуют работу, а слабые еще раз проговорив домашние задание (пусть даже маленький фрагмент), ощущают свою успешность, что стимулирует их к дальнейшему познанию.
Примитивный труд формирует и примитивную личность. Необходимо постоянно освобождать память учащихся, чтобы задействовать их мышление. Не следует загромождать память тем, что есть в справочниках.
Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности.
Для этого необходимо использовать на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы.
Все, что школьник узнает, учится делать в школе, должно обобщаться и систематизироваться. Кроме этого, подразумевается контроль и оценка. Очень важна самооценка своей деятельности учеником. Реальная самооценка – это стимул к самосовершенствованию. На уроках необходимо формировать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки. Особенно уместно это при работе в парах и группах. На последнем этапе урока учащиеся приобретают эти навыки, заполняя ведомость:
№ Ф.И. Оценка
в паре в группе Самооценка Итоговая оценка
Воспитание и обучение ребенка основывается на эмоциональной почве. Эмоциональная культура не дается от природы. Она воспитывается. Дети приобретают основы этой культуры одновременно с познанием научных истин. Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции. Поэтому не случайно одним из компонентов экологического образования является опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, человеку и процессу изучения экологии.
Большой простор для формирования эмоционального настроя дает новый предмет – экология. Применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка, чтение стихов. Все эти приемы позволяют получить колоссальный эмоциональный настрой.
Еще один из аспектов здоровьесьерегающих технологий – это применение видеоматериалов, которые способствуют переключению каналов восприятия информации.
Физиологи утверждают, что:
в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга;
прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;
в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний;
однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.
Наука доказала, что в процессе закрепления связей, а стало быть, упрочения знаний, велико значение наглядных пособий, особенно — динамичных.
Основные обучающие функции видеофильмов на уроках экологии:
Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя;
Обобщение изученного материала по теме или разделу;
Комплексный подход к изучаемым объектам природы, включающий элементы различных наук: морфологии, физиологии, систематики, палеонтологии, биологии и других;
Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Например, роста и развития организмов, движения растений к свету, а также процессов, которые протекают слишком быстро для восприятия человека;
Возможность проследить за постановкой и ходом экологического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, в научную лабораторию, музей, отсутствующих в данном городе;
Обогащение учащихся конкретными знаниями той среды, в которой совершаются жизненные процессы изучаемых организмов, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке, что обеспечивает экологическое просвещение учащихся;
Знакомство школьников с многообразием органического мира, в том числе тех районов и областей, где они никогда не бывали;
Повышение познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала: знания более прочные, глубокие и осмысленные;
Знакомство с содержанием, выходящим за рамки школьного учебника.
Чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма, ученики должны не просто смотреть его, а принимать в нём активное участие: спорить, размышлять, оценивать.
1. При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме урока, можно написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра и которые должны предусматривать главным образом осмысление учащимися наиболее существенных фактов и выявление связей между ними.
2. Учителем может быть дан план предлагаемого для просмотра фильма. Но полезно активизировать работу с планом, например, его лучше записывать в тетради. В ходе просмотра (во время пауз) или после него учащиеся делают записи по содержанию фильма на правой (свободной) стороне листа, отмечают отдельные факты, детали, иллюстрирующие или доказывающие положения плана, составляют, заполняют схемы.
3. Это могут быть проблемные задачи, поставленные учителем перед просмотром фильма, ответ на которые можно проверить в конце урока или на следующем занятии, в зависимости от степени подготовленности класса и сложности самого задания.
На уроках с использованием видеофильмов учитель выступает, прежде всего, как организатор самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Восприятие фильма – сложный процесс, требующий одновременного напряжения и слуховых, и зрительных анализаторов. Если эти анализаторы работают одновременно над одной задачей, эффект обеспечен.
Примеры использования видеофильмов на уроках экологии в 7классе:
Тема урока: «Животные горных областей»
Перед просмотром видеофрагмента мы восстанавливаем с учащимися алгоритм изучения внешнего строения животных (приспособления) в связи со средой обитания: форма тела; особенности кожного покрова; органы передвижения. Даётся задание обратить внимание на указанные признаки при просмотре фильма, а также сразу после просмотра зафиксировать возникшие вопросы. После фильма учащиеся, припоминая увиденное на экране, заполняют таблицу: «Приспособления животных к условиям обитания в горных областях»
Условие Приспособление
Низкие температуры Сильные ветры … Далее даётся задание прочитать соответствующий теме параграф в учебнике и дополнить таблицу. После этого возвращаемся к вопросам, возникшим у ребят при просмотре фильма, и, как правило, после проделанной работы учащиеся сами дают ответы на большинство вопросов.
Использованный приём позволяет комплексно решить образовательные задачи: познакомить учащихся с приспособлениями животных в связи со средой обитания через наблюдение за ними в их естественной обстановке. В ходе работы учащиеся анализировали, классифицировали, сравнивали, то есть вели активную мыслительную деятельность с учебным материалом урока. Кадры о жизни горных животных вызвали повышенный интерес у детей и даже у некоторых удивление и восхищение, это позволило затронуть их эмоциональную сферу.
Таким образом, применение видеофильмов на уроках не противоречит задачам интенсификации обучения и соответствует требованиям здоровьесберегающих технологий.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, выделение мотивационных линий урока.
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.
Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Заключение
Данная работа посвящена изучению и применению здоровьесберегающих технологий на уроках экологии на примере личностно-ориентированного подхода к обучению. В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательных организациях. Вторая глава была посвящена описанию опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках экологии.
Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Решение проблемы здорового образа жизни является ключевой во все возрастные периоды, начиная с раннего детства. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учителя в состоянии сделать многое для здоровья современного ученика.
Среди здоровьесберегающих технологий мы особо выделили технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям здоровьесберегающего пространства, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательной организации.
Размещено на Allbest.ru

Список литературы
Аносова, М. В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.
Зайцев, Г. К. Педагогика здоровья [Текст] / Г. К. Зайцев, А.Г. Зайцев // Инновации в образовании. - 2004. - № 4. - С. 98-110.
Подгорная, О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: автореф. дис…канд.пед.наук / О.Е. Подгорная. – Ростов-на-Дону, 2005. – 24 с
Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование - новое направление развития педагогической теории и практики [Текст] / В. В. Сериков // Личностно ориентированное образова¬ние: феномен, концепция, технологии: моногр. - Волгоград, 2000.-С. 13-26.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 203 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 320с.
Шевченко, JI. А. От охраны здоровья к успеху в учебе [Текст] / JI. А. Шевченко // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С.88 - 90.
Шамова, Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе. – М., 2007