Разработка урока по русскому языку по теме: Обобщение по теме:БСП


Тема урока: Обобщающий урок в 8 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Тип урока: повторение и обобщение материала
Дидактическая задача: повторить и обобщить знания
Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»
Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;
совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
прививать любовь к родному языку, наблюдательность, настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Постановка цели.
а) Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Цель урока — повторить и обобщить знания по теме «БСП».
Эпиграф:
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
- Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
б) Работа со словом бессоюзные (орфография, словообразование, морфемика, этимология).
3.Повторение изученного.
а). Индивидуальное задание: 1 ученик составляет схемы постановки знаков препинания в БСП и объясняет, когда какие знаки препинания ставятся.
б). Игра « Да- Нет! » ( интеллектуальная разминка)
( Учитель читает определения, если правильно, то ученики говорят «да», если не правильно, то «нет»).
1) Если второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, то ставится тире. « Нет»
2) Если второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание, то ставится двоеточие. « Да»
3) Второе предложение дополняет смысл первого, поясняет один из его членов, то ставится запятая. « Нет»
4) Тире в БСП ставится в 3-х случаях. « Нет»
5)В бессоюзном сложном предложении простые предложения соединяются только по смыслу и интонационно без помощи союзов и союзных слов.
6) БСП со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться сложносочиненными предложениями с союзом и. « Да»
7)Простые предложения, входящие в состав бессоюзных сложных, разделяются, в зависимости от смысловых взаимоотношений, запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире. «Да»
в). Цифровой диктант с последующей самопроверкой:
1 -условие;
2 -дополнение;
3- сравнение
4- одновременность; последовательность
5 -пояснение;
6- противопоставление
7- время
Делаю добро - чувствую себя хорошо. Поступаю плохо - чувствую себя плохо.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно.
Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
Лето припасает - зима поедает.
Солнце скрылось, ночные тени надвинулись со стороны леса.
Совесть потеряешь - другой не купишь.
Было решено: на сборы выезжаем завтра.
Проверка:7,5,4,1,7,6,4,1,2
4. Тренинг по пунктуации.
- А теперь пора применить теоретические знания на практике.
Задание 1. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.
1.Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
2.Не спится, няня _ здесь так душно.
3.Служить бы рад _ прислуживаться тошно.
4.Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.
5.Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.
6.Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит.
7.Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.
8.Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно.
9. Настанет утро _ двинемся в путь. 10. Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.
Задание 2. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания. Бессоюзные сложные предложения запишите.
1) Пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.
2) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека.
3) Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто.
5.Физкультминутка.
«Поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представить себя деревом. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 сек. Это упражнение можно выполнять и стоя.
6.Комплексный анализ текста.
Задание: Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте пунктуационный комментарий.
«Положи своё сердце у чтения ».
1) Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написано: 3) Положи сердце своё у чтения. 4) Какие удивительно задушевные слова!
5) Книга и чтение это великие учителя и воспитатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге. 8) Племена люди государства исчезали книга оставалась. 9) Она росла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соединились все учения потрясавшие умы и все страсти потрясавшие сердца.
Вопросы и задания по тексту:
1.«Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?
2.Подберите синоним к слову страсти.
3.Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.
4.Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.
5.Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.
6.Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.
7.Каков тип текста? Обоснуйте свой ответ.
8.Сколько микротем в этом тексте?
9.Найдите и прочитайте тезис каждой микротемы.
10. Какими аргументами автор подтверждает вторую микротему?
7. Тест.
1. Найдите БСП.
А. Время обдумало, сдуло все лишнее.
Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.
В. Дело было вечером, делать было нечего.
Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.
Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца
2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.
Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.
В. Дрова все вышли топить нечем.
Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.
3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
А. Поезд ушел его огни исчезли.
Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.
В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.
Г. Не бойтесь вас подстрахуют.
Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
Е. Солнце дымное встает будет день горячий.
4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.
А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.
Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.
В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Г. Любишь кататься люби и саночки возить.
Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.
8.Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний.
- Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «Бессоюзные сложные предложения», умение определять смысловые отношения и ставить знаки препинания, умение конструировать бессоюзные сложные предложения и находить их в тексте.
- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Оценка
1.Знание теоретического материала
2.Умение определять смысловые отношения в БСП
3.Умение конструировать БСП
4.Умение находить БСП в тексте
5.Умение выполнять тестовые задания
9.Домашнее задание: Используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:
Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…
10.Рефлексия.
- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:
- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
11.Выставление оценок.