Открытый урок по теме: Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в БСП.


УРОК №
Дата
9 классТема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Вид урока: урок усвоения новых знаний
Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося;
информационно-коммуникационная технология
Тип урока: комбинированный
Место урока в системе уроков: первый из уроков в разделе «Бессоюзное сложное предложение»
Задачи организационной деятельности учителя:
предметные:
-формирование умений определять вид БСП;
-развитие пунктуационных навыков;
метапредметные:
-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
личностные:
-способствовать формированию умений договариваться в совместной работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Цели:
Образовательные.
Организовать деятельность учащихся для:
обобщения, систематизации и углубления знаний о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах;
совершенствования их пунктуационных навыков по данной теме;
совершенствования умений находить БСП в тексте, отличать его от простого и союзного.
Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Воспитательные
Создать условия для:
формирования интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
активизирования познавательной деятельности учащихся;
развития навыков самостоятельной индивидуальной работы;
развитие умения работать в паре и в коллективе;
обеспечения благоприятной психологической обстановки.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, в паре, в группе.
Метод: интерактивный, направленный на развитие критического мышления.
Приёмы: ПРИЁМ - Игра «2-3 лишний», Приём «Знаю – не знаю», ПРИЁМ «Пометки на полях» (инсёрт), Приём «ДА-НЕТКА», Приём «Птичий хор», Найди соответствие, Приём «Учитель-ученик», работа с текстом, работа с таблицей, работа с оценочным листом.
Оборудование урока (средства обучения):
ноутбук учителя, мультимедийный проектор, презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, алгоритм, кн. Программы по самореализации личности, рабочие листы с заданиями, оценочный лист.
Запись на доске: дата, классная работа.
Базовый учебник: Русский язык. 9 класс Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейнекина, О.М.Александрова, М., Просвещение, 2016.
Ожидаемые результаты:
ученики умеют определять вид сложного предложения, умеют находить бессоюзное сложное предложение в тексте;
ученики умеют правильно поставить знаки препинания и
объяснить их с помощью правил.
Ход урока
I.Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Визуальный контроль готовности к уроку.
Запись в тетрадь: Дата
Классная работа
II. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.
2.1.Мотивация учебной деятельности.
Интеллектуальная разминка. ПРИЁМ - Игра «2-3 лишний» (в результате которой ученики найдут название вида сложного предложения, о котором и будет идти речь на уроке).
Работа в группах (у каждой группы на карточках по 3 предложения, надо выбрать «лишнее». В тетрадях - все схемы, а на доске старший в группе должен нарисовать схему «лишнего» и объяснить выбор).
Учитель: Условие: Найдите одно «лишнее» предложение и объясните, почему оно является «лишним» среди других.
1 грПо всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. ПП
Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр. БСП
Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. ПП
2 гр.
На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. ССП
Не то это было раннее утро, не то уж наступал вечер. ССП
Даль подёрнулась туманом, чешет тучи лунный гребень. БСП
3 гр.
Мы разве помним по весне о том, что осень подойдёт? СПП
Расступается медленно мрак, на берёзах колышутся ветки. БСП
Песчаная дорога ведёт к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка. СПП
2.2.Определение темы урока
(смотрим схемы на доске)
Ответ старшего в группе
- Какое предложение оказалось «лишним», почему?
Учитель: - Подумайте, как это задание может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.
- Можете ли вы предположить, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
СЛАЙД Запись темы в тетрадь
Бессоюзное сложное предложение
- Учитель: Вы будете работать с оценочными листами, которые лежат на партах. Подпишите их.
На оценочных листах каждый должен оценить себя за проделанную работу по игре
«2-3 лишний» (0 -3 б.)
2.3.Определение целей урока.
-Учитель: - определите для себя, что именно вы знаете по теме и что хотите сегодня узнать, какие поставите цели на сегодняшний урок?
2.3.1.Приём «Знаю – не знаю»
СЛАЙД (заполнена только 1-я колонка)
-Учитель: На слайде есть таблица «Знаю – хочу узнать сегодня — узнал(а)». Первая колонка в ней уже заполнена. Сделайте СВОЙ ВЫБОР: В ТЕТРАДЬ поставьте: 1 + (знаю) или – (не знаю), 2….,3…..,4…..
2.3.2. См. 2-ю колонку таблицы
-Учитель: Сформулируйте, что именно вы хотите узнать сегодня на уроке.
Учащиеся формулируют цели урока-устно (ОЗВУЧИТЬ)
Знаю + /не знаю - Хочу узнать сегодня Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Что такое сложные бессоюзные предложения? Все сложные предложения состоят из нескольких простых. Из чего они состоят? В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются? Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов. Что такое сложные бессоюзные предложения?
СЛАЙД - (2 столбик таблицы)
-Учитель: Сообщение целей урока (совпали или нет наши цели?)
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ 0-4 б.
III. Работа по теме урока.
Первичное усвоение новых знаний
-Учитель: Я поняла, что вы хотите узнать; наши цели урока совпадают.
- Ребята, что такое знание? Знание –это проверенная информация. И сегодня нам предстоит работа с разной информацией, чтобы достичь тех целей, которые мы поставили перед собой.
- А из каких источников мы можем получить новую информацию? (Учебник, учитель, интернет…)
Из уроков в 7-8 кл. вы уже обладаете некоторой информацией о БСП.
Давайте проверим, а всё ли мы знаем о БСП.
Сейчас вы будете работать с уже знакомыми программами самореализации личности, откройте, пожалуйста, стр.133 и 140 СМ. (Сб. Русский язык. Программы самореализации личности учащихся 9 кл. Мельниковой Л.В. Донецк, 2011. Стр.133 и 140 – до II. ПРИЧИННЫЕ)
ПРИЁМ «Пометки на полях» (инсёрт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
- СЛАЙД –слово- инсёрт-это….
-Учитель: - Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. В отличие от учебника здесь предлагается вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение о прочитанном с помощью специальных знаков
Сделайте пометки карандашом на полях по инструкции (работа в паре)
3.2. Первичная проверка понимания
Приём «ДА-НЕТКА»
Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-).
«Да – нетка» (ВЫСКАЖИТЕ СВОЁ СОГЛАСИЕ/НЕСОГЛАСИЕ С ДАННЫМ УТВЕРЖДЕНИЕМ)
№ Утверждение да нет
1 БСП - это сложное предложение, части которого соединены в одно смысловое и структурное целое с помощью интонации, без союзов и союзных слов. + 2 На письме части БСП выражаются соответствующими знаками препинания. + 3 Простые предложения соединяются в БСП при помощи союзов и при помощи относительных местоимений. _
4 Простые предложения, входящие в состав БСП, по отношению друг к другу являются равноправными и взаимозаменяемыми. _
5 Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений. + 6 Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. _
7 В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных. + Свои ответы уч-ся записывают в оценочный лист (0 – 7 б.)
Первичное закрепление - УЧИМСЯ НАХОДИТЬ БСП (+ -)
Приём Птичий хор» - Составить памятку: Как найти БСП в тексте. 1.Прочитать текст.
2. Найти грамматические основы в предложениях.
3. Вычеркнуть номера простых предложений.
4. Определить смысловые отношения между простыми, входящими в состав сложного, попробовать задать вопрос.
5. Найти средства связи ПП, обозначить границы простых предложений в составе сложного, составить схемы предложений.
6. По схеме определить бессоюзное предложение.
ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДУ.
Закрепление. Задание (по группам)
Найди соответствие
1.Сложносочинённое предложение 1.Крыши домов, сараев, заборы-всё было мокро, всё блестело от обильных капель ночной росы.
2.Простое предложение с обособлением 2.Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.
3.Бессоюзное сложное предложение 3.Тишина, стоявшая в полесье, встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы.
4.Предложение с однородными членами 4.За окном брезжил рассвет и кричали голосистые петухи.
5.Сложноподчиненное предложение 5.Мимо моего окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..ПРОВЕРЯЕМ ПО СЛАЙДУ.
В ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ (от 0 до 5 б.)
ФИЗМИНУТКА
Учитель: «Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере для врача, для инженера, для агронома». А.Б. Шапиаро (Абра́м Бориа́сович (Беа́ркович) Шапиа́ро (1890—1966) — советский языковед)
Знаки препинания в БСП
Работа в паре. Приём «Учитель-ученик» - рассказать о знаках препинания в БСП друг другу по АЛГОРИТМУ № 22
Слайд АЛГОРИМ № 22 (Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность»...)
НЕ ВЫЗЫВАТЬ!!! СРАЗУ ДРУГОЕ ЗАДАНИЕ!
ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА (0 – 2 б.)
Учитель: - Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.
Тренировочное упражнение. СЛАЙД
Самостоятельная работа с последующей взаимоповеркой по слайду.
Учитель: Найдите и выпишите в тетрадь БСП, объясните знаки препинания.
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку и уехал в деревню.
4) Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце.
СЛАЙД Бессоюзное сложное предложение
Знак препинания Смысловые отношения Пример
Запятая Значение перечисления Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
Точка с запятой Значение перечисления, части предложения более распространены Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце.
(Результат записать в оценочный лист 0 – 4 б.)
Работа с текстом
Учитель: Ребята, вам предстоит сдавать в 10, 11 кл. ПА, потом ГИА, ЕГЭ. Одно из заданий, которые предлагаются, проверяет умение правильно определять виды предложений в тексте
слайд

Алексей Ионов –наш земляк, известный писатель, живший на Донбассе и писавшем о нём.
Задание: Прочитайте текст - отрывок из рассказа Алексея Ионова «Горючие слезы» - Найдите бессоюзные сложные предложения. Подумайте, почему в них употреблена точка с запятой или запятая. (Сб. Современная литература родного края. НикодаТ.Л. Донецк.2002. стр. 16-17)
ГОРЮЧИЕ СЛЕЗЫ
1.В истории каждой шахты есть что-то сходное с жизнью человека. 2.Как и человек, шахта подвластна неумолимому закону времени. 3.Как и человек, она рождается, живет и умирает. 4.Где-нибудь в раздольной донецкой степи шахтостроители ставят чистый, пахнущий вином дубовый копер, проникают в недра земли; рядом с копром возникает пирамида породы, называемая на языке шахтеров терриконом. 5.Проходят годы... 6.Одно поколение шахтеров сменяется другим; в степи звучат то бесшабашные, то тоскливые песни, и радуется, и печалится гармоника, рождается и умирает любовь, а террикон, словно могучий богатырь, возносит свою главу все выше и выше, и она курится молочно-желтым дымом. 7. Но вот запасы угля иссякают; замолкают на шахте сигнальные звонки, говор и песни откатчиц; под крышами опустевших зданий поселяются сычи и воробьи… 8.Всеми покинутая, обезлюдевшая, шахта умирает…9.Великан-террикон… на десятилетия, а может быть, на века остается немым свидетелем некогда бурлившей здесь жизни.
Проф. ЛЕКСИКА
Копёр — строительная машина, предназначенная для подъёма, установки сваи на точку погружения, корректировку, погружения сваи в грунт (или извлечения) с помощью погружателя (или выдергивателя).
сигнальные звонки -Двусторонняя переговорная связь.
Откатчица (откатчик)-Прежнее название горнорабочего, занятого на откатке
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ли вы их? (СМ!!! таблицу с колонками “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал(а)”)
У нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Посмотрите на неё и скажите, что вы узнали сегодня на уроке?
(Уч-ся говорят, слайд открывается 3-я часть)
Знаю Хочу узнать Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Что такое сложные бессоюзные предложения? БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией
Все сложные предложения состоят из нескольких простых. Из чего они состоят? Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются? По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов. При помощи каких знаков в них соединяются простые? , ; : -
Подведение итогов
Мне было приятно с вами сегодня работать. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены. Спасибо.
Я предлагаю обратиться к оценочному листу, подсчитайте к-во б., переведите их в оценку, смайликом выразите своё отношение к результату.
Кто получил «5»-?
«4»-?
Сдайте оценочные листы и рабочие тетради на проверку.
Домашнее задание
Варьирую задание на дом по уровням.
Первый уровень (обязательный) - должны знать все:
прочитать параграфы № 31 – 33 (выучить правило)
Второй уровень - на выбор:
1. Выполнить упр.193 (объяснить!) ИЛИ
2. Написать сочинение
«Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложенииПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.________________________________
Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.
Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за урок.
№ п/п Этапы урока Количество
баллов Достигнутый
результат
1 Игра «2-3 лишний» 0-3 б. 2 Знаю-не знаю 0-4 б. 3 Да-Нетка0-7 б. 4 Работа в группе (таблица) 0-5 б. 5 «Учитель-ученик» 0-2 б. 6 Самостоятельная работа 0-2 б. 7 Работа с текстом 0-2 б. Оценка за урок из 25 б.
1-5 баллов «1»
6-10 баллов «2»
11-15 баллов «3»
15-20 баллов «4»
21-25 баллов «5»
0-25 б. « … »
Выбери смайлик

Приложение 2.
АЛГОРИТМ № 22
Тема. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Разбейте данное сложное предложение на простые.
2. Определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
|
______________________________________________
/ \
Последовательность, Другие смысловые отношения
одновременность событий |
(между этими предложениями см. алг. № 23, 24
можно вставить союз и)
|
3 Значительно ли распространены
простые предложения, далеки ли
они по смыслу и содержат ли
собственные знаки?
|
____________________
| |
Нет Да
| |
Ставьте Ставьте
запятую точку с запятой

Н-р: Пришла пора цветов и трав, Н-р: Ночь была холодная, тусклая, серая; в воздухе пахло дождём. (Г.)
Земля работы нашей просит. (Долм.)