Разработка урока по русскому языку на тему Запятая и точка с запятой в БСП

9 класс Русский язык

Тема: Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

Цель : изучить правила постановки запятой и точки с запятой в БСП.
Задачи:
 О: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания,    сформировать знания о правилах постановки запятой и точки с запятой  в БСП.
 Р:  совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике. Развитие речи и творческих способностей обучающихся.
В:  воспитание и привитие чувства любви к Родине . Оборудование: интерактивная доска; таблица ;учебник, индивидуальные карточки; раздаточный материал. Тип урока: изучение и закрепление нового материала.
Педагогические технологии: предметная интеграция; исследовательская; проблемно-поисковая; коммуникативная в рамках педагогики сотрудничества. Формы обучения: по степени сложности: составная; по способу обучения: индивидуально-коллективная и групповая.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. Запишите число, классная работа.
 От всего сердца, ребята, дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, в  результате которого ощутите лёгкое головокружение от успехов! Ну, что готовы? Тогда вперёд!
(Оценочный лист)
II.   Лингвистическая разминка. Словарный диктант
Серебряый иней, оловяый солдатик, картиая галерея, расстреляые патроны, лекция прослушаа, даль тумаа, заморожеые ягоды,жареая рыба
– В каких случаях в прилагательных пишется две буквы Н? (Если прилагательное образовано от существительного с основой на Н, в суффиксе -ЕНН-, -ОНН- , в словах-исключениях : оловянный, деревянный, стеклянный).
– Одна буква Н? (В суффиксах –АН-, -ЯН-, -ИН-; в слове-исключении – ветреный; в прилагательных, не имеющих суффикса – юный).
– Когда в причастии пишется два Н, а когда – одно? (Два Н пишется, если в причастии есть любая приставка, кроме НЕ; если у причастия есть зависимые слова; у причастий совершенного вида, а также если оно образовано от глаголов с суффиксами –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-. В остальных случаях пишется одно Н. В кратких причастиях пишется одно Н).
н , нн в суффиксах В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ
Слово отвечает на вопрос какой и образовано

от существительного
от глагола

НН
Н
НН
Н

Основа сущ. с основой на Н+(суффикс)
Н
Основа сущ. + суффикс –енн-.-онн- (качественный, авиационый)
Основа сущ. + -ан-, -ян-, -ин- (гусь – гусиный, кожа – кажаный, глина - глиняный)
Если есть Есть нет
На конце –ованный, -ёванный (кроме жёваный, кованый)
Совершенный вид
Приставка кроме не (замороженный - немороженый)
Пояснительное слово



III Переход к новой теме: Вопрос – ответ Ребята , какую тему мы изучаем ?
Что такое сложное предложение? Расскажите о ССП. Расскажите о СПП. Чем они отличаются друг от друга ? Расскажите о СПП с неско
·лькими придаточными.
Дайте общее понятие о БСП.
IV Объяснение нового материала: Знаки препинания в БСП .
Запятая и точка с запятой в БСП
Знаки препинания , как нотные знаки ,
они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться
А.С.Пушкин.

БСП


Последовательность, одновременность Другие смысловые событий (между этими предложениями отношения
можно поставить союз и)


Значительно ли распространены, Двоеточие Тире
Есть ли запятые внутри простых?


Нет Да
Ставьте запятую Ставьте точку с запятой


День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав.
(БСП со значением одновременности) [--- == ] , [ --- == ] , [ --- == ] .

Лёгкая пыль жёлтым столбом  несётся по дороге;  лошади бегут, навострив уши.
(БСП со значением одновременности) [ -- = ] ; [ -- == , ].
V. Закрепление : -.Выполнение упражнения по учебнику
-Просмотр видеофильма «Независимый Казахстан»
Беседа на тему «25 лет независимости Республики Казахстана»
-Дифференцированное задание
1 группа (сильные) – творческое задание, составить БСП с запятой и точкой с запятой по просмотренному видеофильму.
2 группа: работает по карточке, переписывают предложения,расставляя знаки препинания .
3 группа: работает по карточке, наблюдение за расстановкой знаков препинания, выбор правильной интонации, выразительное чтение
Чем объясняются различия в постановке знаков препинания в первом и последнем предложениях?
Сильные учащиеся читают составленные предложения, класс определяет, в каких из них необходима точка с запятой, а в каких запятая..

-Виды разбора Ученики производят фонетический ,морфемный ,морфологический
разборы слов

-Тестовые задания (взаимопроверка)

VII. Подведение итогов урока .О чем мы говорили сегодня на уроке?
Вопросно-ответная беседа

VIII.Домашнее задание. 1группа Написать эссе на тему « 25 лет Республики Независимости»,
используя БСП
2 группа Упр № 241 на стр.183
3 группа Упр. № 240 на стр.182

IX.Комментирование оценок
Рефлексия
Понравился ли вам урок ? (на стикерах ученики должны написать свои пожелания ,замечания ,
преджелания )