План-конспект урока по русскому языку на тему БСП запятая точка с запятой


План- конспект урока русского языка
Тема урока: «Запятая и точка с запятой в БСП»
Цели урока:
-обучающие: дать понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП), изучить правила постановки запятой и точки с запятой в БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно читать их и выбирать знаки препинания;
-развивающие: умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры, помочь учащимся в осознанном владении речевыми нормами в жизни человека;
-воспитательные: прививать любовь к русскому языку как к учебному предмету, воспитывать уверенность, доброжелательность;
-коммуникативные: формирование умения использовать выразительные возможности бессоюзных предложений в соответствии с определенной коммуникативной задачей, владение синонимикой простых и сложных предложений с союзами и без союзов в соответствии с типом и стилем речи.
Использованная литература:
I Учебная:
1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005 г.
II Методическая:
1.Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс.- М.:ВАКО, 2008 г.
2. HYPERLINK "http://festival.1september.ru"http://festival.1september.ru
Оборудование:
Учебник, интерактивная доска, презентация к уроку, мел, доска.
Ход урока:
I.Организационный момент.II.Объяснение новой темы.III.Практическая часть.IV.Задание по ГИА.V.Домашнее задание.VI.Вывод.Ход урока
I.Организационный момент
Слайд Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы «Запятая и точка с запятой в БСП». Сегодняшняя наша цель на уроке, это познакомится с теми случаями, когда между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного ставится запятая и точка с запятой.
Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, какое предложение называется бессоюзным сложным предложением? Слайд
(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения).
Молодцы, ребята.
II.Объяснение новой темы
А теперь переходим к нашей новой теме. Открываем тетради, записываем число, сегодня второе марта, классная работа и записываем тему «Запятая и точка с запятой в БСП».
Аня, прочитай пожалуйста предложение на экране.
Слайд Фанты наскучили нам, мы стали играть в верёвочку. Боже мой! какой я почувствовал восторг, когда, зазевавшись, получил от ней сильный и резкий удар по пальцам, и как потом я нарочно старался показывать вид, что зазевываюсь, а она дразнила меня и не трогала подставляемых рук!
- Из какого это произведения Тургенева этот отрывок? («Первая любовь»)
-Найдите пож-та в этом отрывке бессоюзное сложное предложение.
-Запишите это предложение в тетради.
-Как вы думаете, почему здесь поставлена запятая?( Идёт простое перечисление, предложение не распространено)
-Мы можем поставить союз и между простыми предложениями? Вот прочитайте поставив союз и, прочитай Вероника.
Слайд -Итак, мы можем поставить союз и, значит запятая у нас правильно поставлена. Запишите и этот вариант, с союзом и.
1.Фанты наскучили нам, и мы стали играть в верёвочку.
-А теперь прочитайте пож-та 2 предложение, Вика читай. Записываем это предложение.
-Итак, это какое предложение?(БСП) Выдели грамматическую основу.
-Почему здесь ставится запятая?( идёт простое перечисление, предложение не распространено)
-С союзом и как будет?
2.Похолодало, и пошёл снег.
То есть, мы можем поставить союз, значит запятая у нас поставлена правильно.
-Итак, ребята какой мы можем сделать из всего вывод? В каких случаях ставится запятая? ( если идёт простое перечисление, предложение не распространено и можно поставить между двумя простыми предложениями и, то ставится запятая.)
-А теперь рассмотрим в каких случаях ставится точка с запятой.
-Прочитай пож-та Линара отрывок из произведения Тургенева И. С. Потом скажете мне какой этот рассказ.
Слайд Отец мой каждый день выезжал верхом; у него была славная рыже-чалая английская лошадь, с длинной тонкой шеей и длинными ногами, неутомимая и злая. Её звали Электрик. Кроме отца, на ней никто ездить не мог.
-Найдите в этом отрывке БСП. Запишите в тетради это предложение.
-Как вы думаете почему здесь поставлена точка с запятой.
-Ну давайте найдём грамматические основы этих предложений.
-А вот каким членом предложения будет с длинной тонкой шеей и длинными ногами и неутомимая и злая?(приложение, выраженное обособленным определением)
-Получается, что у нас одна предложение в составе БСП осложнено.
-И какой мы можем сделать из этого вывод?( ставим точка с запятой, если одно из простых предложений в составе БСП осложнено, т.е. уже есть другие знаки препинания.)
-Чем ещё могут осложняться предложения?(пишу на доске)
Слайд БСП может быть осложнено:
-причастным оборотом;
-деепричастным оборотом;
-сравнительным оборотом;
-вводными словами;
-однородными членами;
-приложениями.
-А теперь, ребята, сделаем вывод.
-Когда же у нас ставится запятая?
-В сложных бессоюзных предложениях между частями предложения ставится запятая, если просто перечисляется что-то, предложение не рапространено.
-В каких случаях ставится точка с запятой?
Точка с запятой ставится, если одно из простых предложений в составе БСП осложнено, т.е. уже есть другие знаки препинания.
А теперь открываем учебники и смотрим правила, Между первым и вторым правилом найдите общее…, а теперь найдите отличие…
Слайд Итак, ребята, смотрим на экран. Прочитай пож-та примеры Гульшан
Запятая ставится, если выражается значение перечисление и между частями бессоюзного сложного предложения можно поставить союз и:
Крапива обожгла мне руки, спина ныла, голова кружилась. (И. С. Тургенев)
[ ] , [ ] , [ ].
Точка с запятой ставится, если части предложения более распространены(особенно когда внутри предложений есть уже запятые):
Кругом было и светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев, изредка качая длинную ветку малины над головой Зинаиды. (И. С. Тургенев)
[ ] ; [ ]
Записываем примеры в тетради и схему тоже.
В первом предложении почему ставится запятая?
Идёт перечисление и можно поставить союз и.
Во втором? Чем осложнено предложение?
Распространено, осложнено деепричастным оборотом.
III.Практическая часть
– Ребята, бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы.
Слайд Запишите текст И.С. Тургенева, расставляя знаки препинания.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?
(Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Предложения не осложнены. В последнем предложении в простых предложениях есть другие знаки препинания. Поэтому ставится точка с запятой.)Молодцы, ребята.
IV.Задание по ГИА
А теперь, ребята, сделаем несколько заданий по ГИА.
Проверка работы.
V.Домашнее задание
Слайд Упражнение 219 на 97 странице.
(Составить схемы 1-го и 2-го предложений из 218 упражнения и сделать их синтаксический разбор, письменно)
Пример синтаксического разбора я вам покажу из 217 упражнения. Вот например, возьмём первое предложение.
ЦИО: повеств., невоскл., бес. сл. предл.;
1)повеств., невоскл., прост.,распростр., двусост., полн.;
2)повеств.,невоскл., прост., распростр., двусост., полн.
Если нет вопросов по домашнему заданию, то продолжаем работать.
VI.Вывод
Итак, ребята, какие мы можем сделать выводы?
-Что вы узнали сегодня нового на уроке?