План урока по русскому языку на тему Запятая и точка с запятой в БСП (9 класс)


Урок
Класс 9 А, Б, В
Класс 9А - 09.03 9Б – 10.03 9В- 11.03

Тема: Запятая и точка с запятой в БСП
Цели урока:
Образовательные:
систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;продолжить работу по подготовке к ГИА.
Развивающие:
развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
развивать умения создавать схемы БСП;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений  доказывать свою точку зрения. 
Воспитательные:
воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.
Ход урока
Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).
Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.
Слайд 1 – тема урока, которую формируют учащиеся по подсказкам учителя  (Запятая и точка с запятой в БСП).
Слайд 2 –  цели урока: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать: 
•         систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
•         совершенствовать знания о характере смысловых отношений между частями БСП;
•         развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
•         развивать умения создавать схемы БСП.
Актуализация и систематизация опорных знаний.
Слайд 3 – проверка домашнего задания
Упражнение 173.
Повторение основных орфограмм. Слайд 4. Устно.
Наступила ра...яя весна, и уже (кое)где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш? и обтаивали на со...нце. Когда капли падали с них, по всем улицам ра...носилась песня весны.
(Безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, правописание существительных мн. числа, род. падежа, приставки на з-, с-, правописание наречий, Н, НН в прилагательных.)
Наступила ранняя весна, и уже кое-где появились первые проталины. Толстые сосульки свисали с крыш и обтаивали на солнце. Когда капли падали с них, по всем улицам разносилась песня весны.
Определите виды предложений по их схеме. Слайд 5
[=–], и [=–].[–= и =].
(Когда –= ), [=–].Работа по теме урока.
Слайд 6 – Найти смысловые отличия в предложениях
В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки. (М.Ю.Лермонтов)
Внимание девятиклассников обращается на то, что части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.
Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё высокие, тоже распаханные холмы. (И.С.Тургенев)
Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)
Вопрос классу:
- Чем эти два предложения отличаются от предыдущего?
(учащиеся делают вывод, что в этих предложениях другая интонация, между их частями можно поставить точку. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом)Учитель акцентирует внимание школьников на том, что главным, ведущим признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются всё-таки смысловые отношения между частями сложного предложения и степень их распространенности.
Физкультминутка
Закрепление новой темы. Работа с предложениями. Слайд 7.
Работа с предложениями:
Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.
– Какое по строению перед нами предложение? (БСП.)
– Что является средством связи между простыми предложениями? (Интонация.)
– Каковы смысловые отношения между простыми предложениями? (Одновременность происходящих событий или перечисление фактов, событий.)
– А какая интонация? (Перечислительная.) Что это нам напоминает?
– Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить на границе между предложениями? (Запятая выступит в роли разделительного знака в данном БСП.)
Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с нее невысокие, тоже распаханные холмы.
Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумрудов (И.Тургенев).
– Каковы смысловые отношения между частями БСП? (Перечисление одновременно или последовательно происходящих событий и явлений.)
– Прочитайте их, соблюдая нужную интонацию.
– Чем отличается интонация этих предложений от предыдущих? (Точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижение голоса, почти как на точке. Предложения такие читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.)– А что еще можно увидеть в простых предложениях в составе БСП? (Уже имеющиеся запятые.)
– Что же является важным при выборе запятой и точки с запятой? (Смысловые отношения и распространенность простых предложений.)
«Редактор». Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Устно.
Я подошел к калитке с радостным лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
Соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах.
Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы.
Проверка:
Я подошел к калитке, с радостным лаем навстречу мне выбежал Барбос.
Соревнования окончились, от усталости я с трудом держался на ногах.
Стояло жаркое лето, на подоконнике расцвели кактусы.
Рефлексия.
Когда ставится запятая в БСП? Слайд 9.
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если эти части тесно связаны по смыслу, обозначают одновременно или последовательно происходящие события (между ними можно вставить союз И)
Тем временем выглянуло солнце, оно послало свои лучи на землю, лучи проникли в густую чащу и осветили каждую ветку.
Тест. В каких предложениях пропущены запятые? Слайд 10
1) Тишина стоявшая в низкорослом полесье встретила нас как только мы выехали за ворота усадьбы, расположенной вдали от шумных селений.
2) В эту осень не было золотых деньков, не сияли берёзовые перелески по негреющим солнцем, и не полыхали багрянцем осины.
3) Один пологий холм сменялся другим поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли.
[], [], [].
4) День жаркий, на небе ни облачка, лошадка плетётся еле-еле.
Когда ставится точка с запятой в БСП? Слайд 11.
Точка с запятой ставится тогда, когда части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены (особенно если они имеют внутри себя запятые)
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд; по всем улицам пела капель звонкую песню весны.
Тест. В каких предложениях нужно поставить точку с запятой? Слайд 12.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, сменяя друг друга они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
2) Он остался на месте и долго смотрел ей вслед, как улетающему ангелу.
3) Звонче жаворонков пенье ярче вешние цветы сердце полно вдохновенья небо полно красоты.
4) Вся природа пряталась за прозрачную матовую дымку туман, что погуще и побелее, неравномерно ложился около копен и кустов или клочьями бродил через дорогу.
[]; [,,].
Обобщающий тест
В каких предложениях допущена пунктуационная ошибка?
А. Месяц совсем закатился, ледяная равнина потемнела.
Б. Лето выдалось сырое и холодное деревья были мокрые, всё в саду глядело неприветливо, уныло.
В. Поляна пахнет мёдом и полынью вода в ручье сосновой пахнет хвоей.
Г. Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
Д. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их.
Домашнее задание. Слайд 14