Разработка открытого урока русского языка в 9 классе на тему БСП со значением противопоставления, значение, строение и знаки препинания в них


Тема урока: БСП со значением противопоставления, их значение,
строение и знаки препинания в них.
Цели урока: формировать умение устанавливать смысловые отношения между
частями БСП;
выработать навыки постановки знаков препинания в БСП со
значением противопоставления;
развить умение сравнивать и анализировать;
отработать навыки грамотного письма, развитие орфографической и
пунктуационной зоркости;
развить личностные качества учащихся.
Тип урока: урок- - исследование
Метод урока: интерактивные методы обучения.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Форма учебной деятельности: работа в группах.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся на урок.
Деление класса на 2 группы.
II. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний.
1.«Толстые и тонкие вопросы»
Учащимся на предыдущем уроке было дано задание подготовить по 3 толстых и 3 тонких вопроса.
Толстые вопросы Тонкие вопросы
-Как связываются простые предложения в составе БСП?
-В чём различие ССП, СПП и БСП?
-В каких случаях в БСП со значением перечисления возможна постановка точки с запятой?
-Какие сложные предложения синонимичны БСП со значением одновременности?
-Какие знаки препинания ставятся в БСП?
- По каким признакам выделяются виды БСП?
-Может ли между частями ССП не ставится запятая?
-В СПП придаточное предложение может занимать любую позицию?
-Простые предложения, входящие в состав ССП неравноправны?
-БСП синонимичны только ССП?
-СПП, в котором первое придаточное относится к главному предложению, второе придаточное к первому и т.д является СПП с параллельным подчинением?
-В состав БСП могут входить два и более простых предложений?
2.Найдите соответствия.
В предложениях расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Группа 1.
Сложные предложения делятся на
Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело. 
БСП со значением перечисления, в которых
одно из предложений более распространенно или уже имеет внутри запятую. Статные осины высоко лепечут над вами длинные, висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец, подле красивой липы.
ССП – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
ССП, СПП и БСП
Всходило солнце и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.
СПП – это такие предложения, в котором одно предложение подчинено другому и связано ним подчинительным союзом или союзным словом.
Время красит безвременье старит.
БСП называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно. Река вышла из берегов поэтому прервалось сообщение с городом.
2 группа
Сложное предложение – это предложение,
Уже ночь ложилась на горы и туман начинал рассеиваться.
БСП со значением перечисления, в которых одно из предложений более распространенно или уже имеет внутри запятую. Птица жалобно кричит так как ее гнездо разорено.
ССП – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела
Солнце едва показалось из-за зелёных вершин слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление.
СПП – это такие предложения, в котором одно предложение подчинено другому и связано ним подчинительным союзом или союзным словом.
Стояла солнечная погода было очень холодно.
БСП называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно. состоящее из двух или нескольких простых предложений.
-- Какие предложения вызвали у вас сомнения в постановке знаков препинания.?-- В какие отношения вступают простые предложения в составе этих БСП?
-- Как вы думаете, какие знаки препинания надо ставить в таких БСП?
III. Стадия осмысления.
1.Формирование новых понятий.
-- Итак, ребята, мы подошли с вами к теме нашего урока «БСП со значением противопоставления, их значение , строение и знаки препинания в них».
-- Сложные бессоюзные предложения , в которых простые предложения вступают в отношения противопоставления, могут заменяться близкими по смыслу ССП с союзами а,но. При сопоставлении между предложениями обычно ставится тире, реже – запятая. Бессоюзные конструкции часто используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые отношения.
2. Применение знаний, формирование умений.
Задание 1. Соберите пословицы. Запишите БСП. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
лето припасает; ученье-красота; не спеши языком; зима поедает; война разрушает; трусливые погибают; торопись делом; тьма свету не любит; злой доброго не терпит; неученье-слепота; мир строит; смелые побеждают.Задание 2. Придумайте и запишите бессоюзные сложные предложения, в основе которых лежали бы такие смысловые связи: читать – все знать; отдохнуть – двигаться дальше; спокойное море – полный штиль.
Задание 3
Цель – совершенствовать навык постановки знаков препинания в БСП.
Группа 1. Спишите предложения, поставьте пропущенные знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
Май холодный год хлебородный. (-)Горчаков не обиделся он удивился… (,)Занималась заря от воды поднимался густой туман было холодно и сыро. (;)Ночные тени в лесу исчезли по всей земле разлился серовато-сизый свет утра. (;)Ты румян, как маков цвет я, как смерть, и тощ, и бледен. (,)Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу горячие лучи и раскалённая почва жадно выпивая её отнимали у неё силу. (;)
Группа 2. Рассмотрите схемы. Составьте по одному предложению на каждую схему.
Расскажите, пользуясь схемами и своими примерами, о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1. [ ] – [ ] (Противопоставление);
2. [ ] , [ ] ( Перечисление)
3. [ ] ; [ ]; ( Перечисление)
4. [ ] , [ ] (Противопоставление);
5. [ ] , [ ], [ ] (Последовательность;
6. [ ] , [ ] (одновременность);
4. Слуховой диктант. Выполняется в тетради.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
,   -  -  ;  ;  , - - , ;
Лес молчит, в полях идёт снег.
Ты прозаик - я поэт.
Труд человека кормит – лень портит.
Князь и Сергей Иванович сели в тележку и поехали; остальное общество, ускорив шаг, пешком пошло домой.
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне…
Был вечер, на небе блестели яркие звёзды.
Не мудрено голову срубить – мудрено приставить.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Облака рассеялись, не тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды…
Он пел; все слушали его с большим вниманием.
Взаимопроверка.
IV. Контроль и учёт знаний. Тестовые задания.
Первый вариант
1.Укажите бессоюзные сложные предложения.
а) Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.
в) Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.
с) Родина будь спокойна дети отцов достойны.
д) Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.
е) Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.
2. Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.
а) Синеет даль гудят проселки.
в) Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!
с) Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.
д) Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
е) Погляди в свое окно все на улице красно.
3.Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которого нужно поставить тире.
а) Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.
в) Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
с) Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…
д) Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.
е) Дворник радио включает птицы слушать не дают.
4.Определите, в каком бессоюзном сложном предложении между его частями нужно поставить точку с запятой.
а) Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую девушку.
в) Вышла Лидочка вперёд, Лида прыгалку берёт.
с) Лет припасает – зима поедает.
д) Умирают царства на земле – детство никогда не умирает
е) Равнины белеют под снегом, чернится лес впереди.
Второй вариант
1.Укажите бессоюзные сложные предложения.
а) Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!
в) Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.
с) Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
д) Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.
е) Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.
2.Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.
а) Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.
в) Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
с) Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.
д) Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.
е) Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.
3.Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.
а) Друге дети учатся я сплю до десяти.
в) Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.
с) Мы кричали три часа потеряли голоса.
д) Третий день болит душа не могу поймать ерша.
е) Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.
4.Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить точку с запятой.
а) С утра был солнечный день, но к вечеру набежали тучи.
в) Любовь к труду необходима, чтобы построить свободную счастливую жизнь.
с) Безостановочно попискивали нежными голосами пичуги; летал меж соснами слепой филин, потревоженный гулом трактора.
д) На деревне было пусто и тихо, из труб где-то курился дымок.
е) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
V. Рефлексия. Итог урока.Учащиеся прикрепляют стикеры со своими именами на один из трёх предложенных смайликов: «всё понял»- весёлый, «остались вопросы»- неопределённость, «не понял»- грустный.
VI. Домашнее задание. Упр. 412