ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА


Личностно-ориентированный подход
в музыкально-театрализованной деятельности,
как средство гармоничного развития ребёнка

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Нынешние дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, игрушки, телевизор и компьютер не компенсируют отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка
В связи с этим сегодня остро встала задача - шагнуть на более высокую ступень в организации учебно-воспитательного процесса, от информационного типа перейти к личностно-ориентированному, которое, в большей мере, продолжает развитие и саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности ребёнка. Решить ее - значит создать благоприятные условия, в которых это возможно реализовать, и, прежде всего, хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, отношения сотрудничества «на равных».
Считаю, всё это можно реализовать посредством театрализованной деятельности, которая раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Коллектив нашего детского сада мечтал о создании своего театра детского творчества и давно шёл к этому.
В течение последних 5 лет я сама углублённо работала по теме «Развитие сценического творчества старших дошкольников средствами музыкально-театрализованных представлений». За основу взяла программу «Театр – творчество – дети» Н.Ф.Сорокиной и Л.Г. Миланович. А также собственные наработки, ведь все 13 лет работы в детском саду музыкальным руководителем в подготовке всевозможных праздников, развлечений я тяготела к театрализованным постановкам. Каждый утренник – это не просто отдельные концертные номера, а синтез песни, танца и игры, то есть маленький музыкальный спектакль.
За годы у меня сформировалась чёткая система подготовки детей к выступлениям, которая сориентирована не только на развитие художественно-творческих способностей, но и на личностное развитие ребёнка. Эта система представляет собой синтез современных образовательных и здоровьесберегающих технологий: «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой, «Психоэтюды» М.И.Чистяковой, элементы фонопедического метода В.Емельянова, игровая методика обучения пению О.Кацер, «Логоритмика» М. Ю.Картушиной
Уникальность системы в том, что в нашем театре (мы с детьми назвали «Конфетти») ребенок развивается разносторонне. В нём дети сами и режиссеры, и актеры, и сценаристы, и модельеры, и декораторы. Ребята развивают фантазию, придумывая сказки и неожиданные сюжетные повороты, сами ставят небольшие сценки. Помимо театральной деятельности каждый ребёнок реализует себя как декоратор, художник-оформитель, модельер. Рисование, аппликация, элементы ручного труда - все это складывается вместе и получается дизайн, которому бы позавидовали и театральные коллективы. С детьми мы оформляем афиши, пригласительные билеты на театральные постановки. В детском саду работает свой информационный центр, где систематически проходит анонс театральных постановок.
Посещая занятия студии 2 раза в неделю, дети приобретают опыт исполнительской деятельности, получают общее музыкально-хореографическое развитие, пробуют себя и в танце, и в музыке. Занятия в коллективе способствуют выработке правильной осанки, пластики, координации движений, развивают чувство ритма и музыкальный слух и просто радуют детей. Формируются и личностные качества ребёнка. Погружение в мир сказки, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, совместная продуктивная деятельность помогают ребенку научиться управлять своим поведением, полноценно общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми..
Наша творческая группа
С детьми в музыкальном театре занимаюсь не только я, со мной работают два педагога. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Махинько Татьяна Петровна, учит детей правильно и выразительно говорить, ведь для актёра хорошая дикция очень важна. Оживлять образ с помощью танца, пластических этюдов детям помогает хореограф 1 квалификационной категории, бывшая артистка театра балета Романова Тереза Петровна. Кроме того, неоценимую поддержку оказывают воспитатели, они закрепляют с детьми разученный на студийных занятиях материал.
Обязательным условием для развития сценического творчества считаю оборудование предметно-развивающей среды на современном уровне. В детском саду имеется аудиотека: «Наедине с природой», «Голоса птиц», «Из чего родилась музыка», «Лучшая классика тысячелетия», «Музыка нового поколения». Звуковой дизайн в нашем учреждении используется во всех видах деятельности, он создаёт уют и вместе с тем несёт познавательную и эстетическую нагрузку. Современные мультфильмы тоже помогают воспитанникам войти в образ, освоить некоторые роли.
Благодаря грантам, полученным в конкурсах ОАО «Лукойл-Пермь», приобретены музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, синтезатор, микрофон. Все эти технические средства эффективно используются в работе с детьми.
Работу с детьми строю поэтапно.
Знакомство с театром
Большое место в работе по обучению детей игре-драматизации отводится просмотру спектаклей в исполнении профессиональных актёров. После просмотра спектакля мы обсуждаем с детьми, как артист изобразил того или иного героя, почему так, а не иначе; чем запомнился определённый эпизод. Направляю беседу с детьми так, чтобы каждый имел возможность высказаться. Организуются так же экскурсии по закулисью драмтеатра, беседы с актёрами
Постановка сказки
Знакомство со сказкой – традиционное повествование или видеовариант, выразительное чтение, которые переходят в обсуждение сюжета и действий персонажей. Для лучшего восприятия детьми сюжета использую такой приём, как разыгрывание отдельных сцен с помощью кукол бибабо, настольных и стендовых приспособлений. Помогает освоить материал интонационное проговаривание реплик, распев песен, разучивание движений. Для настроя на более точную передачу музыкальных образов провожу с детьми различные упражнения: это слушание музыки и её творческое осмысление, ритмопластика, певческие импровизации, оркестровка, игры-драматизации.
Общение с детьми строю на позициях уважения к их личности, их мнению. При обсуждении текста и музыкального репертуара мы вместе решаем, кому поручить ту или иную роль, какое настроение передает музыкальная партия того или иного героя, чем можно заменить недостающую деталь костюма, как лучше поставить декорации. Предлагаю детям импровизировать, изменять действие и текст по своему усмотрению. Хотя не всегда индивидуальные проявления, отклонения от текста можно считать творчеством. Для побуждения ребёнка к осмысленному подходу к роли задаю уточняющие вопросы: «Ты рассказал по-своему или как я?», «Ты помнишь, как это показывала я?», «Вспомни, как пела или танцевала эту роль я?». Такие вопросы помогают выяснить и выявить преднамеренность изменений, что уже свидетельствует о творчестве, то есть переработке детьми знакомого материала.
Развитие сценического мастерства
Для того чтобы театральная деятельность принесла настоящее удовольствие от реализации, взятой на себя роли, я должна научить детей жить в образе, перевоплощаться. Поэтому я использую упражнения на развитие эмоций. Дети учатся сначала произносить, затем распевать одну и ту же фразу с разными интонациями (возмущённо, удивлённо, плаксиво, по секрету и т.д.). Изображают, как обращается к колобку волк, если он сытый, голодный, в хорошем и плохом настроении. Предлагаю исполнить песню от лица злого и доброго героя, передать позой, движениями, что в этот момент делает герой или что с ним происходит, что он чувствует. Для поддержания интереса к импровизациям предлагаю различные задания: уговори больную сестрёнку выпить горькое лекарство, лисичку – не есть колобка; изобразите, чем занимались персонажи сказки «Репка» до того, как они пошли на огород.
Этюды нравятся ребятам, эффект от упражнений наступает быстро. Дети усваивают и передают довольно тонкие оттенки интонаций, стремятся выразительно передавать различные чувства и ощущения героев. Показателем возросшей творческой активности становится умение детей воплотить свой замысел с применением способов образной выразительности посредством музыки и танца.
Сотрудничество с родителями
Нельзя достичь результатов, не сотрудничая с родителями. Поэтому обязательная часть моей работы – выход на родительские собрания, проведение консультаций, привлечение семей к постановке театрализованных представлений, изготовлению атрибутов, декораций к сказкам. Для понимания родителями важности и актуальности проводимой работы организую консультации «Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Какие сказки выбирать», «Игрушки делаем сами», «Играйте вместе». В родительских уголках помещаю познавательный материал по темам «Кукольный театр дома», «Театрализованные игры в семье», провожу индивидуальные беседы о способностях детях, об их успехах.
В некоторых спектаклях наряду с детьми принимают участие и взрослые. Дети при этом стараются изо всех сил, видя, что рядом с ними выступает взрослый, готовый в трудную минуту и подбодрить, и текст подсказать.
Результаты
Первые наши постановки – это хорошо известные сказки «Колобок», «Репка», только поставлены они не в традиционном варианте, а как оперы «Колобок на новый лад» и «Весёлая огородная Репка». За прошедший год мы подготовили и показали музыкальные сказки «Заюшкина избушка», «Муха Цокотуха». В зимние каникулы показали сказку «Теремок», «Золушка», инсценировали отрывки из сказок К.И. Чуковского.
В этих постановках дети научились передавать характеры и интонации сказочных героев не обычной речью, они исполняли арии. За 3 года работы произошли существенные сдвиги в развитии детей: речь стала выразительней, они могут при помощи интонации, жестов и мимики передать настроение героев. Дети раскрепостились, они научились правильно размещаться на сцене, не наталкиваться и не загораживать друг друга во время действия, не перебивать партнёра по диалогу, выслушивать его до конца. Радует то, что постепенно маленькие актёры начали самостоятельно находить выразительные средства: позы, жесты, что всегда нами поощряется. Дети с нетерпением ждут репетиций, новых выступлений. Изменились отношения в группе, работа над спектаклями сплотила весь наш коллектив, укрепила веру в свои силы, сделала более тесным контакт с родителями. Увлечённые общим делом, мы лучше узнали друг друга, стали больше общаться между собой. Успехи воспитанников я демонстрирую не только в детском саду. Стали традиционными выступления наших ребят на крупных сценичных площадках нашего города. Ежегодно мы принимаем участие в городских конкурсах: экологический конкурс - сказка «Белая цапля», конкурс по пожарной безопасности - мюзикл «Лесные пожары». Наши дети выступали на большой сцене в ДК им. Ленина и держались как настоящие артисты, это отметили и члены жюри и зрители. Традиционным стало участие нашего детского сада в городском конкурсе «Уральская звёздочка». В 2008 году мы стали лучшими в номинации «Вокал» и «Танец». В 2007-2008 г. победители в городском конкурсе новогодних мероприятий. (1 и 2 место), в 2010 - 2 место со сказкой «Золушка» В 2008 году победители регионального конкурса «Театральное Верхнекамье». В 2008 году получили грант в конкурсе социально-культурных проектов «Лукойл-Пермь» с проектом «Волшебная страна по имени Театр». В 2010 г.- дипломанты всероссийского конкурса «Юные звёзды сцены 2010», дипломанты II степени в городском конкурсе «Таланты нашего двора».
Работа в этом направлении не закончена, в перспективе постановка музыкальных кукольных спектаклей, театрализованных цирковых представлений. Надеемся, что интерес к этому виду творческой, развивающей деятельность не иссякнет ни у взрослых, ни у детей.
Я убеждена, что выбранное мною направление перспективно, что творческая одарённость детей проявляется и эффективно развивается в условиях театральной деятельности. А это- предпосылка успеха в любой деятельности.