Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы Мировая художественная культура (Легенды и мифы Древней Греции)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19»
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ___от ______2015г.
Проверено:
Зам. директора по учебной части
_____________ Мельникова Н.Ю.
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Факультативный курс, Дрофа, Москва - 2010 автор Г.И.Данилова
Учитель - Турченко Н.Р.



Рабочая программа
внеурочной деятельности обучающихся
начальной школы
Мировая художественная культура
(Легенды и мифы Древней Греции)
начальная школа (1 класс 33 часа– 1 час в неделю)

г.Нижневартовск, 2013






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Использование данной программы позволит реализовать требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к результатам и условиям освоения предмета, а администрации образовательного учреждения требования к основной образовательной программе в ее содержательном разделе.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается изучение искусства в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.
Данная рабочая программа составлена как упрощенный вариант программы "Искусство. 5 классы". Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/Г.И.Данилова.- М.: Дрофа, 2010
Система изучения мировой художественной культуры на каждом из этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолого-педагогическими задачами курса и возрастными особенностями восприятия произведения искусства. Приобщение школьников в начальной школе к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Искусство» в начальной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес  школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов,  исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции. Курс искусства интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета искусства, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение искусства процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе залог успешного развития творческих способностей школьников.



Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 33 часа для 1 класса и 34 часа для 3 класса (1 час в неделю) в соответствии с примерной программой основного общего образования по мировой художественной культуре. Данная программа разработана на 2013-2014 учебный год.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
формирование мировоззрения, целостного представления о мифологии древнего мира;
развитие умений и навыков познания и самопознания;
накопление опыта эстетического переживания;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ.
Предметные результаты изучения искусства включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли мифологии древнего мира в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора.

Содержание курса
Начальная школа: «Легенды м мифы Древней Греции». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.















Тематическое планирование

П/П
План
Факт
Тема занятия
Кол-во ч

Элементы содержания
Форма деятельности обучающихся

МИФОЛОГИЯ 33ч




Вводное занятие
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Беседа, презентация, обсуждение




Бог-громовержец Зевс

1
Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом.
Зевс вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфоза» Овидия.
Сюжет похищения Европы в картинах П. Веронезе и В. Серова.

Беседа, презентация, обсуждение




Окружение Зевса

1
Гора Олимп место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Де-метра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия.

Беседа, презентация, обсуждение




Посейдон владыка морей

1
Посейдон (Нептун) один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.
Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое I воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».

Беседа, презентация, обсуждение





Афина богиня
мудрости и
справедливой войны

1
Афина богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитектурном ансамбле Парфенона и их судьба в истории искусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.
Палладе и Марсе в поэме «Илиада».

Беседа, презентация, обсуждение




Бог огня Гефест
1
Гефест (Вулкан) бог огненной стихии и кузнеч- I ного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отражение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».

Беседа, презентация, обсуждение




Прометей «сквозь тысячелетия вперед смотрящий.

1
Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Прометей титан, похитивший огонь для человечества, в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей».

Беседа, просмотр мультфильма,
обсуждение




Лики Аполлона

1
Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.
Предсказание будущего один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.
Миф о состязании Аполлона и Марсия.
Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Аполлон Мусагет покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей.
Беседа, презентация, обсуждение




Аполлон и музы Парнас.

1
Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Происхождение муз, их отличительные атрибуты в скульптурных изображениях из собрания Эрмитажа.

Беседа, презентация, обсуждение




Орфей и Эвридика
1
Миф об Орфее и Эвридике миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой».
Беседа, презентация, обсуждение




Диана покровительница охоты

1
Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».
Беседа, презентация, обсуждение




Арес неукротимый бог войны

1
Арес (Марс) коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.Богиня раздора Эрида постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).
Широкое распространение культа Марса в римской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Марсова поля места военных смотров и маневров в Риме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».
Беседа, презентация, обсуждение




Триумф Диониса

1
Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса.
Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Непринужденность поэтической сцены, удачно выбранная композиция.
Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Триумфальный кортеж Диониса и Ариадны в сопровождении вакханок и сатиров.
Беседа, презентация, обсуждение




У истоков театрального искусства
1
Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Шествия Диониса и его спутников, нашедшие отражение в греческой вазописи и в рельефах восточного фриза Парфенона.

Беседа, презентация, обсуждение




Афродита богиня любви
1
Миф о рождении Афродиты.
Знакомство с мифом о Венере и Марсе в изложении Гомера («Одиссея»). Аллегорический смысл картины П. Веронезе «Марс и Венера», передающей торжество целомудренной любви.
Миф об Адонисе «прекрасном баловне Киприды» (А. С. Пушкин). Адонис один из самых популярных персонажей античной живописи (фрески Помпеи, греческая вазопись, рельефы саркофагов по выбору).
Беседа, презентация, обсуждение




Амур и Психея
1
Эрот (Амур, Купидон) юный бог любви, рожденный Афродитой. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедии Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа.
Эрот хитроумный малыш, помыкающий своей матерью.
Беседа, презентация, обсуждение




Нарцисс и Эхо
1
Венера, покровительствующая влюбленным и преследующая тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия.
Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символическое воплощение сцены гибели Нарцисса и призрачность образа опечаленной нимфы Эхо. «Нарцисс» в картине К. Брюллова: искренность и удивление героя, увидевшего свое отражение в воде. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс». Смешной и тощий подросток, очарованный своим отражением в зеркале ручья.
Беседа, презентация, обсуждение




Богиня цветов Флора
1
Флора (греч. Хлорида) италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов.Ее отождествление с греческой богиней цветов Хлори-дой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии празднества в ее честь.
Беседа, презентация, обсуждение




12 подвигов Геракла
Подвиг 1и 2
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Убийство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Беседа, презентация, обсуждение




12 подвигов Геракла
Подвиг 3и 4
1
Истребление [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поимка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Беседа, презентация, обсуждение

-


12 подвигов Геракла
Подвиг 5и 6
1
Укрощение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и битва с кентаврами. Очистка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] конюшен.

Беседа, презентация, обсуждение




12 подвигов Геракла
Подвиг 7 и 8
1
Укрощение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Победа над царем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (бросавшим чужеземцев на съедение своим [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Беседа, презентация, обсуждение




12 подвигов Геракла
Подвиг 9 и 10
1
Похищение пояса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], царицы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Похищение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] трёхголового великана [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Беседа, презентация, обсуждение




12 подвигов Геракла
Подвиг 11и 12
1
Похищение золотых яблок из сада [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Укрощение стража [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  пса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Беседа, презентация, обсуждение




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
Кеик персонаж древнегреческой мифологии. Сын Эосфора (либо Геспера и Филониды). Именуется сыном Эола. Муж Алкионы. Называл жену Герой, а она мужа Зевсом. За это Зевс превратил его в чайку, а ее в зимородка.
Беседа, презентация, обсуждение




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
Тесе
·й, Тезе
·й в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 11-й царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии.
Беседа, презентация, обсуждение




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
Фаэтон (сын бога солнца Гелиоса) символизирует нескончаемые соборы светильников, помазанников, героев и величайших из святых, носителей солнечного диска во внутренних вселенных.
Беседа, презентация, обсуждение




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
Аргона
·вты в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго».
Беседа, презентация, обсуждение




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
Деме
·тра) в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Её имя означает «Мать-Земля» (гр. da/ga, «земля»: Demeter буквально «земля-мать»); по спорной гипотезе...
Беседа, просмотр мультфильма, обсуждение




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

1
Деда
·л персонаж древнегреческой мифологии, выдающийся художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов, а также построивший лабиринт на острове Крит (в некоторых языках, в частности во французском...Деме
·тра) в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Её имя означает «Мать-Земля» (гр. da/ga, «земля»: Demeter буквально «земля-мать»); по спорной гипотезе...
Беседа, презентация, обсуждение




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дедал и Икар15
1

В поход за золотым руном собрались герои со всей Эллады. Был построен корабль, который по имени его строителя назвали «Арго», а участники похода стали называться аргонавтами.  Но Ээт не отдал герою золотое руно, а задумал сжечь корабль «Арго» и перебить аргонавтов.

Беседа, просмотр мультфильма обсуждение




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
Персе
·й герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель чудовища горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды. Упомянут в «Илиаде» (XIV 320).
Беседа, презентация, обсуждение




Викторина.
1
Значение древнегреческой мифологии в мировой художественной культуре


















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
А) УМК для учащихся:
1. Легенды и мифы Древней Греции.
Б) Методические пособия для учителя:
Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.
Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.- М: Правда, 1988.
Кабинет 305 оснащен следующим материально-техническим оборудованием для осуществления образовательного процесса:
комплект ученической мебели (15 парт, 30 стульев);
учительское место (стол - инв. №1060000069, кресло – 1шт.);
мебельная стенка – 1 шт. (инв. №1060000036);
компьютер - 1 шт. №1040000026(системный блок INTEN, монитор SAMSUNG, клавиатура - инв. №410134000000029);
мультимедийный проектор - 1 шт. (BENQ. инв. №10600000271);
принтер - 1 шт. (инв. №.1040000220);




Список литературы.
1. Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.
3. Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.- М: Правда, 1988.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




Заголовок 1 Заголовок 315