Личностно-ориентированное обучение в начальной школе -публичное выступление на педагогическом совете

Личностно-ориентированное обучение в начальной школе

Свое выступление хочется начать со слов доктора психологических наук много лет работающего над проблемой личностно-ориентированного обучения Ирины Сергеевны Якиманской: «Ребенок изначально личностью не является, он лишь становится ею в результате целенаправленных воздействий»
Личность-это набор уникальных, индивидуальных черт характера как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, воспитания и взаимодействия с другими людьми.»
Целью российского образования в настоящее время выступает не сумма знаний, умений , навыков , а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптации.
Личностно ориентированное обучение это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок.
В отличие от традиционного   личностно ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель  ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов
Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного просматриваются в четырёх аспектах:
-в организации самого урока и деятельности на нём;
-в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём;
-в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика);
-в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.




Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
разноуровневый;
дифференцированный;
субьективно-личностный;
индивидуальный.

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной степени отличаются друг от друга.
Возникает необходимость создания оптимальных условий для развития личности. Путь создания этих условий – личностно-ориентированное обучение, которое устраняет перегрузки учащихся, развивает у детей активность и самостоятельность в приобретении знаний и их закрепления, повышает качество образования, создает комфортные условия для обучения и развития личности ребенка.
В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными  являются:

Личностно-ориентированное обучение;
Технология саморазвивающего обучения;
Педагогика сотрудничества (проникающая технология)
Педагогические технологии адаптивной школы.
Ключевые слова, вы можете видеть на слайде используемые в технологиях:
-Развитие;
-Личность;
-Индивидуальность;
Свобода;
Самостоятельность;
Творчество,

3-4 классах Работая по программе, школа 2100, на своих уроках я применяю групповую форму работы. Например..
Делю детей на группы, учитывая при этом характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю капитана, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий. 
1.Также использую работу в парах. 1.Задание разных уровней дети выполняют либо вариативно, потом проверяя друг друга, либо вместе в паре. Этот вид работы хорош на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, могут поддержать в беседе, либо задать ему вопросы.
Применяю игры в парах, в группах, коллективно:
* , используя при этом наглядность, доску.
Освоив принципы организации учебно-познавательной деятельности,  учу детей самостоятельности в мышлении и познании, формирую умение целенаправленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Они учатся размышлять, решать проблемы, задавать вопросы.  Ученики постоянно находятся в поиске. Новый материал не подношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию.


Ценность примени разноуровневых заданий: (слад)
1.
2.
3.
4.

Один из приемов отслеживания характера и направленности развития ученика: является портфолио (портфель достижений)
Что же такое портфолио- это перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.
Из всего сказанного следует.
 Вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания и самореализации.
.
 





15