Статья Личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию обучающихся I уровня в рамках реализации ФГОС ( из опыта работы)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением математики, литературы и русского языка»
г. Оренбурга
Выступление на педагогическом совете
на тему:
Личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию обучающихся I уровня в рамках реализации ФГОС ( из опыта работы)
Строкова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОБУ СОШ №1
г. Оренбурга
г. Оренбург
2015 гДоводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим.        
Блез Паскаль
В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к ученью. Реализовывать новые стандарты образования первыми выпало нам, учителям начальных классов. Приходилось самим многому учиться, в чем-то переучиваться. Сегодня, посещая уроки учителей начальной школы, видим, что системно-деятельностный подход реализуется ими в полной мере. Поиск новых форм работы привел к тому, что в своей деятельности я стала использовать технологию коллективно-творческого дела, преимущественно, во внеурочной деятельности обучающихся, технологию проблемно-диалогического обучения – в урочной деятельности, а информационно-коммуникационные технологии, проектную и исследовательскую деятельности считаю наиболее универсальными методиками и использую их как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Так, например, Коллективно-творческое дело – это форма работы, которая направлена на: развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
Во внеурочной работе с классом предыдущего выпуска, воспитательная работа строилась на основе технологии КТД. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя, но для этого они должны научиться выполнять порученное дело ответственно, вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Для этого мы создали в классе креативные группы.
Креативные группы были названы в соответствии с видами поручений:
Креативная группа командиров «Дисциплина и порядок», Креативная группа по науке «Знайки», креативная группа библиотекарей «Читайки», группа по охране здоровья «Чистюльки», группа по спорту «Крепыши», креативная группа по досуговой деятельности «Затейники», Креативная группа по озеленению «Цветики». Вся работа групп была направленна не только на выполнение поручений, но и на организацию различных совместных дел в классе, создание общего продукта. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности.
С прошлым выпуском времени на реализацию данной воспитательной системы было достаточно, т.к внеурочная деятельность была организована достаточно эффективно, каждый день дети находились в школе до 2-3 часов после окончания уроков. С новым набором первоклассников я планирую продолжить использование технологии КТД на классных часах в рамках игры-путешествия «В мире русской культуры».
По той же причине в условиях внеурочной деятельности хорошо была организована проектная и исследовательская деятельности. Кроме этого ребята посещали разнообразные кружки и имели возможность развиваться на базе школы. В настоящее время внеурочная деятельность развита слабо, т.к нет финансирования. Возможно, для того, чтобы найти выход из сложившейся ситуации нам в школе следует организавать платные кружки и ГПД.
Организуя проектную и исследовательскую деятельность, начиная с 1 класса мы создавали коллективные творческие проекты. Такие как «Покормите птиц зимой»- продуктом стали выполненные с родителями кормушки для птиц. «Все работы хороши»- о профессиях своих родителей.
Во 2 классе были реализованы групповые проекты «Мир кошек», «Животные нашей Родины», индивидуальные исследовательские работы «Почему вымерли динозавры».
В 3 классе активно велась индивидуальная проектная работа. К конкурсу «Дебют» готовили работы 12 учащихся. Все они выступали со своими работами в классе, три работы были признаны лучшими и эти ребята выступали с ними на школьном этапе конкурса «Дебют». Двое из них заняли призовые места: Балдин Данил , тема:«Самолет будущего» - 1 место в секции обществознание, и Голубничая Лиза, тема: «Аквариум» - 2 место в секции «Природа».
В 4 классе так же активно велась индивидуальная проектная работа. Готовили проекты 16 учащихся. Участниками школьной научно - практичной конференции «Дебют» стали 6 учащихся. Четверо из них заняли призовые места: 1 место Ганин Кирилл «Война и наша семья», 1 место Голубничая Лиза «Чудесные превращения, или что такое сыр?» 2 место Никишин Артем «Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?», 2 место Моисеева Яна «Умственные способности кошек».
Лучшие работы были направлены на Всероссийский интернет-конкурс для детей и педагогов «Талантоха», где Голубничая Л.- получила диплом за 3 место 2014г. Всероссийский конкурс проектов для школьников «Медалинград» - Ганин К. – диплом за 2 место2015г., Голубничая Л.- диплом за 3 место 2015г.
Технология проблемно-диалогического обучения .Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Поэтому большое значение уделяю разработке урока. 
Моя позиция: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция моих учеников: за познание мира.
В начале урока включаю обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Организую мотивирование обучающихся к учебной деятельности:
актуализирую требования со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаю тематические рамки (“могу”).
Для создания положительной мотивации в начале урока высказываю добрые пожелания детям,  предлагаю пожелать друг другу удачи, подумать, что необходимо для успешной работы; использую девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех», «Береги и охраняй природу», «Только те, кто любит труд – знанья новые найдут», «Учиться искать, найти и не сдаваться», «Чтение – вот лучшее учение», «Учение – путь к умению», «Где терпенье – там уменье» и др.)   Перед изучением нового материала организую повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося через возникновение проблемной ситуации, для этого использую методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий  диалоги;
мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, случаи из истории, повседневной жизни, шутки и др.)
На следующем этапе урока обсуждаем затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?», «Предположите, о чем пойдет разговор. Определите тему урока», «Что хотелось бы узнать?», «Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?» (наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать). На этапе открытия новых знаний использую разнообразные приемы, такие как: приём «Ассоциация», приём «Исследование», приём «Ловушка», метод «Чтение с пометами». При первичном закреплении - проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала), для этого использую фронтальную работу, работу в парах, комментирование.
На следующем этапе использую самостоятельную работу с самопроверкой по образцу (эталону), каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа, самоконтроль, самопроверка.
При включение нового знания в систему знаний и повторение - сначала предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, затем предлагаю задания, в которых новое знание используется  вместе с изученным ранее. В этот момент мне помогают групповые формы работы, познавательной игры на уроке: «Поднимите руку!», «Самый зоркий», «Засели слово в домик», «Самый внимательный», «Занимательные ступеньки», «Выбери вопрос», «Кто первый», «Редакторы», «Четвёртое лишнее», «Третий – лишний», «Добавь словечко», «Будь внимателен». На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности, подводим итог, здесь происходит осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Использую вопросы:- Какую задачу ставили на уроке?- Удалось решить поставленную задачу?- Каким способом?- Какие получили результаты?- Что нужно сделать ещё?- Где можно применить новые знания?- Что на уроке у вас хорошо получилось?- Над чем ещё надо поработать? и другие.

Информационно-коммуникационные технологии.
На своих уроках использую мульдимедийные технологии, уроки – презентации, с использованием подготовленных мною слайдов, пользуюсь Интернет – ресурсами. Такие уроки стали традиционными в моей работе, уроки, которые помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и КТД работы даёт мне возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников. Хотелось бы, чтобы то, что наработано в рамках ФГОС в начальных классах имело прямое продолжение в среднем звене.