Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании


«Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании»

Сегодня изменился сам младший школьник, его уровень развития, социальный статус, потребности, способности. Принципиально важно, чтобы в нём произошли изменения, которые определяются не только приобретёнными знаниями, но и характером его деятельности, отношением
к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и
самовоспитанию, то есть теми новообразованиями, которые характеризуют
существенные изменения в развитии школьника. Любому ученику интересно
учиться, когда ему всё понятно, доступно, когда ему оказывается постояннаяпомощь, как в воспитании, так и в обучении. Я обобщала опыт по этой теме и использую эту методику в своей работе.
На устных предметах это правильное, выразительное чтение, рисование
словесных картин, инсценирование, пересказы, заочные путешествия, составление диафильмов. На кубановедении, окружающем мире добавляются кроссворды, работа в группах (подготовка вопросов в форме брейн-ринга), тестирование.
Все эти виды работы дают возможность каждому ученику проявить свои творческие способности по интересам. Совершаем много экскурсий по станице и за её пределами. Пишем сочинения. Добиваюсь, чтобы писали все, потом составляем одно полное и обязательно находим ему применение на родительских собраниях, классных часах, пишем статьи на школьный сайт,
в районную газету, посылаем в Интернет. Вырастила четырёх поэтесс. Они пишут стихи ко Дню станицы, Дню Матери, посвятили стих первой учительнице. Есть дети, которые не вычитывают технику чтения, но они находятся на постоянном контроле: ведут читательские дневники, раз в неделю проверяю технику чтения. Устные предметы оцениваем с 3-го класса все вместе. Это очень важно, чтобы дети слышали оценку своей работы не только от учителя, а и от одноклассников. Это заставляет их более ответственно относиться к подготовке домашних заданий. Требования к знаниям учащихся по русскому языку и математике повышаются с каждым годом, поэтому ко всем заданиям творческого и развивающего характера добавились ещё и диагностические работы. Стараюсь на уроках включить хотя бы одно задание, подобное тем, которые даются на диагностических краевых работах.
За два дня успеваю опросить 10-12 человек. Они весь урок работают устно и письменно во всех видах работ. Чем активнее работал ученик, тем выше его оценка. Далее я проверяю классную работу в тетрадях и выставляю оценку за урок с учётом правильного и красивого письма в тетрадях. Такой подход помогает мне держать тетради в хорошей форме. Это отмечают коллеги, и я делюсь с ними опытом. Выявляю пробелы в знаниях учащихся, предлагаю выучить правило и поработать в карточках, в которых собраны все орфограммы с 1-го по 4-ый класс. Учимся работать над ошибками с детьми, которые сами не справляются. Мне очень сильно помогают сильные ученики в помощи слабым. Они не подсказывают, а учат их самостоятельно работать, направляют их, проверяют. Научила детей классифицировать самостоятельно свои ошибки. Раньше я сама выписывала ошибки из контрольных работ, изложений, сочинений, классифицировала их, вызывала учеников, которые допустили ошибки на это правило и они работали у доски, а теперь я называю орфограмму, а дети сами находят ошибки и работают над ними. Сначала такая работа занимала много времени, но зато дала отличный результат: дети в домашних работах привыкли самостоятельно работать над ошибками.
Организую дополнительную работу по русскому языку и математике со слабыми учениками 3 раза в неделю. Одним словом каждый ученик окружён
вниманием, всем оказывается помощь, но отношение к учебному труду у всех разное. Очень помогает самооценка своей работы, меньше стало вопросов по поводу оценивания работ. Два раза в неделю сильные ученики проводят зачёты у слабых по правилам, по таблице умножения, по величинам.
Результаты: по чтению было «3» - 4, стало - 1
по русскому - «3» - 8, стало - 5
по математике - «3» - 8, стало - 5
по окр.миру - «3» - 3,стало - 1
по кубановедению - «3» - 3,стало – 1
В воспитательной работе сделано очень много. Самое главное есть коллектив, который воспитывает сам себя. Дети научились слушать друг друга, стали добрее, искреннее. Этому помогли экскурсии, классные часы, беседы по внешнему виду, связь с руководителями кружков, совместные игры на переменах, праздники, участие в конкурсах и конечно же тесная связь с родителями.

30.05.14г. Сухоплещенко В.И.