Статья «Деятельностный и личностно-ориентированный подход в обучении математике»


Юлина С.Л.
учитель математики высшей категории
МОУ «Школа №85 г.Донецка»
2016-2017 уч.годДеятельностный и личностно ориентированный подход в обучении математике
«Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то в жизни
он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких,
которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.»
Л. Толстой
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Предмет нашей гордости в прошлом – большой объем фактических знаний требует переосмысления, поскольку в современном быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, преобразовывать.
Таким подходом к обучению является деятельностный подход.
Концепцию «учение через деятельность» предложил американский ученый Д.Дьюи.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Технология деятельностного подхода в обучении
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
Деятельностный подход к формированию познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике должен осуществляться на базе содержания изучаемого материала и средствами этого содержания, которое должно ориентироваться на развитие индивидуально-личностного потенциала школьника. К таким упражнениям относятся задачи на развитие творчества:
1) придумать и сделать иллюстрацию какого-либо математического понятия (теоремы, правила);
2) выполнить практическую работу исследовательского характера;
3) придумать математическую сказку (сочинение, стихотворение);
4) изменить элементы изучаемого объекта и описать, что получится в результате;
5) найти другой способ доказательства теоремы, решения задачи;
6) выполнить задание на поиск, угадывание, узнавание математических объектов в заданной ситуации;
7) поставить вопрос к некоторым данным так,чтобы получилась задача определенного вида;
8) решить задачу с недостающими (лишними, противоречивыми) данными, с необычной фабулой или постановкой вопроса, с нестандартной формой представления начальных данных (рисунок фотография, план, схема и т.д.);
9) решить задачу путем использования различных способов выбора, перебора, мысленного эксперимента, практической демонстрации и т.п.
Деятельностный подход к формированию и развитию познавательного интереса в процессе обучения математике должен осуществляться с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, их потребностей, намерений, эмоционального отношения к действительности.
С этих позиций для учащихся основной школы на первый план должны выйти игровые методы (как правило в групповой или коллективной форме), включения в учебный процесс содержания обучения, учебных и математических задач в занимательной форме (исторической, сказочной), самостоятельное составление учениками математических текстов, с использованием в качестве средств обучения и образцов специальных учебных пособий (математических сказок, математических путешествий в сказку с использованием известных сказочных героев, занимательных задач и т.п.)
Для учащихся старшего возраста должен осуществляться переход к преобладанию методов создания и формирования познавательного интереса к математике, к процессу решения математических задач, к способам деятельности по усвоению математики и методам решения задач, при этом необходимо создавать не только ситуации для включения математических и учебных задач в учебный процесс с помощью различных методов (эвристический, проблемный, формирование способов учебной математической деятельности, их применение в разных формах учебной деятельности и др.), но и ситуации выбора, выявляющего соответствие опыта ученика содержанию изучаемого материала.
Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать . Появление интереса к предмету можно добиться путем применения новых, современных инновационных технологий в обучении.
В последние годы большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования ЛОО (личностно ориентированные технологии) в учебно – воспитательном процессе, которые ставят в центр своей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития, реализацию ее природных потенциалов.
Выделяются педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
Педагогические технологии адаптивной школы
Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
Игровые технологии
Технологии уровневой дифференциации
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
Технология «Педагогические мастерские»
Личностно ориентированный подход в современной системе образования подразумевает:
Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося
Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений
Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика
Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал
Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.
Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.
Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или только собственной работы.
Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося.
Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся.
Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.
Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.
Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.
Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и “обмен” способами познания.
Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся.
Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия
Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию.
Будущее нашей страны зависит от сидящих за партой ребят. Задача учителя математики на современном этапе, состоит не только в том, чтобы вооружить детей знаниями по предмету, научить решать их определённые типы задач по выученному заранее алгоритму, а и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь школьный материал в жизни пригодится не каждому, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Поэтому я стараюсь свою работу строить так, чтобы дети полюбили думать, наблюдать, анализировать, обобщать, конкретизировать, строить гипотезы, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения, оперировать большими и малыми порциями материала.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.  (Н. Рыленков)