Открытый урок по литературе на тему Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы… (по поэме Лермонтова М.Ю. Мцыри 8 класс

Тема урока: «Для воли иль тюрьмы на это свет родимся мы»
(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)
Эпиграф: И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей:
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места
М.Ю.Лермонтов
Цели урока:
1.Обучающая – создать условия для усвоения учащимися следующих понятий:
история создания поэмы;
идейное содержание, тема, особенности построения поэмы «Мцыри»;
теория литературы: поэма, лирический герой, лирика, сравнение, метафоры, олицетворение, эпитет.
2. Развивающая – способствовать развитию у учащихся умений:
соотносить произведение литературы со временем его создания и биографией поэта;
анализировать лирическое произведение: определять его тему, идею, особенности композиции, выявлять художественные средства изобразительности, их роль в произведении, авторскую позицию;
формулировать свое отношение к произведению, свою точку зрения;
строить логически связное высказывание в соответствии с заданной темой, вести рассуждение в логике поставленного вопроса;
организовывать совместную деятельность.
3.Воспитательная – способствовать формированию духовно-нравственных и гражданских качеств личности учащихся:
чувства патриотизма;
чувства гордости за русскую литературу;
нравственные чувства: любовь к природе, осознание собственных ошибок.

Ход урока с использованием технологии учебного проекта

Этап
Цели,
задачи
Содержание учебного материала
Ожидаемый результат

I.Погруже
ние
в проект
*пробудить
у уч-ся интерес к теме, создать эмоциональный настрой;
*определить круг проблем, чтобы понять авторский замысел;
*сформулировать основную
(сквозную) проблему;
*обсудить оформление результатов
1.Пролог
Звучит музыкальная композиция Хачатуряна «Танец с саблями», на фоне музыки звучит стихотворение «Кавказ»
Ира Н. - наизусть
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!...
1830г.
Это одно из первых обращений к кавказской теме, с этими строками соотносится автобиографическая запись: «Горы Кавказские для меня священны»
2.Работа с классом
*Слово учителя:
Прозвучали зажигательные ритмы и строки лермонтовской поэзии, и мы вновь перенеслись в иную эпоху, в иной мир, слышим шум горной речки, видим остроконечные вершины Кавказских гор
*1839год. Из-под пера Лермонтова явилась последняя романтическая поэма «Мцыри», которую В.Г.Белинский назвал любимым идеалом поэта.
Одной из проблем, волновавших Лермонтова всю жизнь, была проблема свободы, точнее- невозможности жить в условиях несвободы. Вопрос сформулировал сам Мцыри:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы
В поэме характерное для романтиков противопоставление природы и цивилизации.
В понимании Мцыри, подлинную молитву творцу возносят голоса природы, а не людей. Описывая трудный спуск к ручью, Мцыри рассказывает о встрече с грузинской девушкой, за которой он наблюдает с жадным интересом. Но он преодолевает искушение, чтобы продолжить путь на родину. Можно сказать, что примерно с этого эпизода начинает нарушаться гармония между героем и природным миром: он засыпает днём, «трудами ночи изнурён» и просыпается при луне. Рассказ о второй ночи в лесу резко отличается от описания леса в грозу. Теперь Мцыри ощущает жестокость природы и слабость человека, он ощущает бессилие, приводящее его в отчаяние и ярость. Но всё же ему ещё раз дано пережить на воле радость, приобщиться к миру тревог и битв.
О каком эпизоде идёт речь?
Лена, Оля – бой с барсом
И всё же это оказалось последним испытанием, которое выдерживает Мцыри.
Что он обнаруживает с приходом дня?
Итак, он видит насмешку судьбы, природа к нему совершенно безжалостна
Аня С. – И как его, палил меня
История мальчика в монастыре завершается тем же, с чего началась: опять он попадает умирающим, как прежде, шестилетним ребёнком .Вернуться в прошлое оказалось невозможно, между Мцыри и « милым краем» – непроходимая преграда, сама природа, которую он считал родственной, отторгает его.
*Но герой говорит словами автора, ведь и его жизнь, жизнь Лермонтова, полна противоречий, и мы, опираясь на текст, анализируя , должны сделать вывод, для чего же рождается человек.
*Разработка схемы проекта
-предмет изучения - лирический герой во взаимосвязи его поступков и чувств (12м)
-Создаётся эмоциональный настрой
-Пробуждается интерес к предмету разговора
-учащиеся создают в своём воображении картины горной местности, особенностей природы Кавказа.

II этап
Организация деятельности
1.Организовать учащихся в группы;
2.Определить задачи каждой группе;
3.определить роль каждого члена группы.
I группа – КРО – Алексеев А., Батурин А., Кузнецов Д., Шаихмедов В., Евтушенко С. - составление кроссворда по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
II группа – Саклакова А., Локтионова О., Авдеева Д., Рябинина К., Лизунова Ж., - проект описания памятника Мцыри в монастыре
III группа – Васильева К., Некипелова И., Гусевская А., Медведев В., Хромовских А., Богданова А. – проект описания памятника Мцыри на свободе
IV группа – Липатова А., Жигалина О., Приезжих С., Воякина Е., Богичан В. – сообщение об оценке поэмы М.Ю Лермонтова «Мцыри» русской критикой (5м)
Осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения

III этап
Осуществление деятельности
1.Огрганизовать поиск фактов и аргументов;
2.Собрать необходимую информацию, обработать её, подготовить к презентации
*Работа учащихся на уроке и дома с текстом, с различными источниками информации (приложения к уроку)
*Идёт сбор необходимого материала,
- анализ
- конспектирование
-составление плана ответа
-подбор цитат
-закладки в тексте, выписки в тетрадь (10м)

-Учащиеся получают навыки работы с текстом, умение подбирать и анализировать полученную информацию;
-Учатся самостоятельно организовывать свою деятельность, работать в группах

IV этап
Презентация
1.Проанализировать выполненную работу;
2.Дать самооценку и оценку другим группам ;
3.Продемонстрировать результаты.
*Каждая группа представляет результаты своей работы по плану:
1)Какая проблема была поставлена перед группой?
2)Как вы определили цель своей работы?
3)Как были распределены задания между членами группы?
4)Какие формы работы вы избрали?
5)Какую информацию по проблеме вы получили в ходе работы?
6)Какой получили результат? (сформулировать вывод)

*Учитель подводит итоги, даёт оценку работы каждой группы и каждого ученика
*Приглашение на «Экскурсию» по местам , связанным с созданием «Мцыри»
Показ слайдов
Учащиеся представляют свои проекты в форме
-кроссворда
-описания памятника Мцыри
-сообщения
-презентации



Материалы к уроку:
1. Учебники с текстом поэмы «Мцыри»
2.Теория литературы:
поэма - крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом, обычно относится к лироэпическим произведениям, т.к. поэт, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, высказывает в поэме свои мысли, чувства, переживания;
композиция – построение художественного произведения;
метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение;
сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого;
олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры;
эпитет – художественное определение, придающее выражению образность, эмоциональность;
лирика – род литературы
лирический герой

3.Презентация проекта:
Содержание:
*Какая проблема была поставлена перед группой?
*Как вы определили цель своей работы?
*Как были распределены задания между членами группы?
*Какие формы работы вы избрали?
*Какую информацию получили в ходе работы?
*Какой получили результат? (сформулировать вывод)
Форма
*кроссворд
*описание памятника Мцыри
*сообщение
*презентация

4.Что читать о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
* «Литература», еженедельная газета издательского дома «Первое сентября»
№35, 2003г., №45, 1998г.
*«Литература в школе», ж., №3, 2004г.
*М.Ю.Лермонтов, сочинения, том №1, М, «Правда», 1988




1 группа –Описание памятника Мцыри в монастыре:

М.Ю. Лермонтов отстаивал свои заветные ценности, свои представления о цельности характера, жертвуя даже своей жизнью. В поэме «Мцыри» лирический герой такого же типа, он удалён от современности. Монастырь, где он вырос, ещё недавно действовал, до сих пор жив монах, «людьми и смертью позабытый». Но юный послушник принадлежит другому укладу, горскому. И он воспринимает жизнь в христианском монастыре как плен, как тюрьму. Ни спасение от смерти, ни крещение, ни годы жизни в обители не заставили его забыть тот мир, из которого кавказская война вырвала его шестилетним мальчиком и который он вспоминает как «чудный мир тревог и битв»
Слайд «Лермонтов», «Монастырь», «Литературный герой»
Высшую ценность для него представляет род и семья, хранящая коренные устои жизни народа, к которому он принадлежит по рождению. Главная его цель – вернуться в прошлое, воссоединиться с родом.
Слайд «Кавказ»

Что он помнит о родном своём ауле?
И блеск оправленных ножон
Кинжалов длинных,
А мой отец! Он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон и блеск ружья
И гордый непреклонный взор
Слайд «Воин на лошади»
Главная цель Мцыри - вернуться в прошлое, воссоединиться с родом:
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг, когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной
Памятник Мцыри в монастыре мы представляем следующим:
Монастырский двор на фоне Кавказских гор;
Две белых акации, меж ними памятник юноше – горцу;
Он тоненький и гибкий, как тростник, «в тюрьме воспитанный цветок», «раб и сирота»;
Смотрит на Кавказские горы, в глазах, кажется, горит несгибаемый огонь;
Орлиный нос, горящие глаза, порывистый поворот головы, развевающиеся черные, как смоль, волосы, движение тонких, на первый взгляд, слабых рук – всё направлено на восток, туда, где родная сторона, где нет монастырских стен, нет тюрьмы.
Слайд памятника Мцыри в монастырском дворе (сравнить)


2 группа –Описание памятника Мцыри ан свободе

1.Высокая скала обрывается пропастью; внизу горный поток; к нему ведут ступени скал;
«Кругом цвёл Божий сад; растений радужный наряд и кудри виноградных
лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов,птиц пугливый рой»;
2. Юноша – горец стоит на краю скалы подобно птице перед полётом;
Он тонкий и гибкий, как тростник, но его тело, как сжатая стальная пружина; чувствуется сила, ловкость, умение владеть не только телом, но и душой;

3. Свободно развеваются чёрные кудрявые волосы, на лице счастливая улыбка; взгляд больших чёрных глаз направлен на родные просторы, он достиг «цель одну, пройти в родимую страну».

3 группа:
Русские критики дают достойную оценку поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтова:
В.Г.Белинский: Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!Картины природы обличают кисть великого мастера

Д.Е Максимов: Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий ЛермонтоваМцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любвиВ личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и слабостиЛичность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то ещё: горячее, нежное, трепетноеМцыри – действенный герой
В.И Коровин: Могущество внутреннего духа и слабость тела – вот характерное противоречие МцыриМогучий дух возрос в чужой ему среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизниМцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверемМцыри предлагается один путь – на волю, в действительность,путь борьбыДоверие к жизни и внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в поэме «Мцыри».
4 группа:
Кроссворд по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»


Релаксация Поэма завершается мрачно: мечта о воссоединении, об утраченной отчизне оказывается недостижимой для героя, прикоснувшегося к иному, современному миру, о котором тоскует герой М.Ю. Лермонтова. Да и сама композиция поэмы необычна: повествование занимает лишь первые две строфы, далее идёт монолог – исповедь, и после исповеди Мцыри нет никакого авторского заключения
Давайте сформулируем это заключение мы::
Узнать, прекрасна ли земля?
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

Удалось ли нам решить проблему Мцыри?








































2007-2008 учебный год








УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ


«Для воли иль тюрьмы
на этот свет родимся мы»

(по поэме М.Ю.Лермонтова «МЦЫРИ»)


Иванькина Г.А.,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коршуновская средняя школа»