ЭССЕ «О проблемах современного профессионального образования»


ЭССЕ
«О проблемах современного профессионального образования»
Я, Силин Юрий Викторович, работаю в ГБПОУ «Георгиевский колледж» мастером производственного обучения по подготовке обучающихся рабочей профессии штукатур-маляр. Подготовка и воспитание специалистов среднего звена является непростым и весьма затратным для общества делом. Выпуск специалистов в вузе опирается на обучение в лабораториях и аудиториях, где стоимость затрат для достаточно массовых специальностей в несколько раз меньше, чем расходы на оборудование, необходимое для обучения простого рабочего специалиста среднего звена в учебно-производственных мастерских. Как это ни выглядит парадоксально, но государственные затраты на подготовку будущих рабочих выше содержания будущих инженеров.
В средствах массовой информации была информация о совещании правительства. Дмитрий Анатольевич Медведев обратил внимание на существующий «перекос» в сторону высшего образования: «Мы последовательно занимались инженерными кадрами, сейчас должны проговорить о том, что и как можно было бы сделать по вопросам улучшения статуса рабочих, развития профессионально-технического образования в нашей стране и по смежным вопросам…. Очевидно, что у наших рабочих в целом по стране, недостаточный уровень заработной платы, очень сложные, тяжёлые условия труда. Это наши болевые точки, в том числе и с точки зрения безопасности этого труда. Интерес людей к рабочим профессиям очень невелик. Хотя, в общем и целом, конечно, молодёжь готова работать именно по рабочим специальностям, но при соблюдении нескольких условий. Во-первых, это нормальные условия труда. Это условия, связанные с ценой рабочей силы, с теми выплатами, которые полагаются. Во-вторых, это пакет, который, в общем, в любой ситуации должен быть гарантирован работодателем, если он хочет получить квалифицированного работника. И конечно же моральные факторы: престижность, внимание общества.».( http://www.lawinrussia.ru/blogs/redaktsiya-po/2011/04/28/dmitrii-medvedev-provel-soveshchanie-po-voprosam-sotsialnogo-polozheniya-rabochikh-i-razvitiya-pr).
Какими видятся пути выхода из нынешнего кризисного положения.
С позиций мастера производственного обучения они представляются следующими:При решении проблемы образовательной ориентации необходимо опираться на объективные потребности рынка труда. Так, на уже упомянутом заседании Государственного совета президент частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров  отметил, что российским профессиональным образованием не решается вопрос массовой подготовки кадров. «Крупные корпорации самостоятельно решили этот вопрос, но как быть с остальными?», - сказал М.Прохоров. По данным, которые привел М.Прохоров, сейчас в России 70 процентов выпускников получают высшее образование, 30 процентов - среднее. «А требования рынка – 80 процентов среднего и 20 – высшего», - заявил М.Прохоров.
Современные тенденции в профессиональных предпочтениях российских абитуриентов проанализировал директор Московского института развития образовательных систем, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов: «Плодами крена в сторону профессий такого рода, в сторону вообще увеличения числа разного рода вузов, готовящих по программам типа «туризм», «связи с общественностью», «перевод», является, например, известная проблема и для бизнеса, и для государства, когда нет профессиональных сварщиков, а в космосе у нас что-то подчас совсем не то происходит, что бы хотелось (в том числе и из-за отсутствия достаточного числа умеющих работать руками).Я говорю о системе начального профессионального образования, которого, согласно закону «Об образовании», сейчас не существует. Должна быть создана очень гибкая система профессиональной подготовки. Можно присмотреться к опыту Германии, где 20% абитуриентов идут в вузы, а 80% - в очень хорошие профессиональные училища. Бизнес и государство должны сесть за один стол переговоров и выстроить некую стратегию развития и подъема всей этой системы. (http://www.km.ru/v-rossii/2011/11/11/studencheskaya-zhizn/rossii-nuzhno-vosstanovit-sistemu-proftekhobrazovaniya)
Высшее образование необходимо лишь для 35% профессий, а двум третям россиян достаточно среднего специального образования, считает вице-премьер правительства России Ольга Голодец. И я полностью разделяю их мнение. Приведу мое любимое высказывание: «Доступность высшего образования привело к его упадку».И здесь необходима большая разъяснительная работа со стороны средств массовой информации, государственных органов и самих учреждений профессионального образования. Но на эту работу необходимо выделение дополнительных средств.И мне кажется, что одним из основополагающих направлений в работе с молодежью являются ряд следующих мероприятий, которые необходимо проводить в несколько этапов. Первичная профориентация предполагает проведение таких мероприятий, как дни проведения профориентации для учащихся школ; проведение рекламных кампаний, информирующих о специальностях колледжа; встречи с родителями учащихся школ. Вторичная профориентация предполагает проведение таких мероприятий, как проведение недели адаптации первокурсников, в ходе которой им рассказывается подробно о колледже, выбранных специальностях; осуществление группового и индивидуального консультирования; совместная работа с центрами занятости населения по информационному консультированию о ситуации на рынке труда.
Я верю, что будущее за нашей молодежью, которая всегда будет являться опорой своему Отечеству.